• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как определить, примкнул ли человек к радикалам?

Время чтения: 3 мин
2232

Профилактика может предупреждать болезни не только людей. К ней прибегают и для противостояния болезням общества. В том числе наиболее угрожающим из них, например, экстремизму.

Большинство человеческих поступков имеет конкретную психологическую подоплёку. Не исключение здесь и уход к радикалам. Поэтому сегодня на переднюю «линию фронта» борьбы с экстремистскими настроениями и проявлениями выходят специалисты-психологи.

Но только ли они несут ответственность? И как разговаривать с подростками, чтобы не получить результата, обратного ожидаемому? Эти и другие вопросы, в продолжение нашего первого интервью, мы рассматриваем с Ольгой Павловой, кандидатом педагогических наук, доцентом, Председателем правления Ассоциации психологической помощи мусульманам.

- Ольга Сергеевна, можно ли говорить, что сегодня психологи готовы предложить эффективный механизм профилактики радикализма среди молодёжи?

Профилактика экстремизма – долгая и сложная работа.

Если рассматривать участие в этом деле психологов, то каждый из них должен осознавать, что, занимаясь своей профессиональной деятельностью, он сегодня занимается профилактикой экстремизма тоже. Работа психологов на местах по своевременному решению проблем детско-родительских отношений, отработка детских психологических травм могут действительно спасти конкретные жизни.

В случае проведения профилактических бесед с молодёжью, нужно понимать, что разговоры «в лоб» не всегда уместны. Малоэффективно рассказывать подросткам об опасностях, об угрозе попасть в заключение и пр. Эти маркеры могут сработать абсолютно противоположным образом, они могут заинтересовать молодых возможностью стремительно прославиться, стать известными, интересными персонажами, которым «не слабо», «не страшно», которые быстро трансформировались из «лузеров» в лидеры.

Материал выступлений должен быть подобран по возрасту слушателей и целям встреч. Имеет смысл рассказать о моральном облике мусульманина, его отношении к представителям других конфессий, привести фетвы, порицающие радикализм, показать на примерах осуждение мусульманским сообществом экстремизма (через тематику семьи, воспитания детей, исламской нравственности).

Однако, здесь напрашивается логичный вопрос: если догмы Ислама и большинство мусульманского сообщества против радикализма, то откуда берутся экстремисты? Приведу слова современного французского политолога-востоковеда Оливье Руа: «Это - исламизация радикализма, которую нам нужно исследовать, а не радикализация Ислама. Известно, что молодой европеец примыкает к экстремизму не из-за Ислама, а из-за более комплексных идеологических причин».

- В чём сущность «латентного экстремизма»?

Латентный экстремизм – это внутренняя, внешне не проявляющаяся готовность к экстремистским действиям. Переход в открытую форму (т.е. из сознания в реальные поступки) происходит, как правило, по принципу «переполненной чаши» или «домино». А именно - когда негативные эмоции, идеи, социальные и прочие факторы накапливаются до того момента, пока не подведут человека к тому самому роковому решению.

- Как можно определить, примкнул человек к радикалам или нет?

Бывает, что уход к экстремистам происходит одномоментно, бывает – что постепенно. Но и в том, и в другом случае близкие зачастую не обращают внимания на сигналы, что «что-то не так», пока не получают трагического смс: «Не ищите меня». Потом оказывается, что у юноши был некий виртуальный «друг», у девушки - «жених», которые воздействовали на них, пока не заполучили в свои ряды.

Поэтому важна сиюминутная ответственность за себя и близких, психологическое участие в жизнях родных вам людей, а не только физическое присутствие рядом с ними. Что до обучения детей, то наряду с практикой ритуалов, важно объяснять им суть и глубину Религии.

- Ольга Сергеевна, благодарим за содержательную беседу. С чем Вы обратитесь к читателям в завершение?

Сегодня важно понимать, что профилактика экстремистских проявлений и настроений - это общественная задача. Никто не должен оставаться в стороне: ни религиозные деятели, ни учителя, ни психологи, ни правоохранители, ни журналисты. От каждого на своём месте требуется добросовестная и в то же время тонкая и чуткая работа.

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle