Как дисциплинировать свой нафс?
Продолжаем разговор о человеческом нафсе с кандидатом педагогических наук, психологом, преподавателем КИУ ГУЛЬНАЗ ГАБДЕЛЬАХАТОВНОЙ ГАЛЯВИЕВОЙ в рамках «Женской гимназии» (проект ДУМ РТ для женщин).
Воздействие нафса через ожидания
Нафс действует через наши ожидания, делает на них упор. Если реальность не совпадает с ожиданиями, человек начинает бороться за то, чтобы они совпали (горячится, конфликтует, пытается что-то или кого-то переделать).
Бывает, что человек не борется, опускает руки. Но при этом, он всё равно испытывает отрицательные эмоции, только другие – угнетённость, разочарование, апатию.
Затяжные однотипные эмоции переходят в разного рода переживания. Это становится опасно для психики человека.
В Исламе не рекомендуются длительные переживания. Человек должен постараться быстрее справиться с тяжелой или отрицательной эмоцией и продолжать жить.
Например, в хадисе Пророка, Мир ему, говорится о том, что обижаться на брата по Вере не нужно дольше трёх дней.
Если есть переживания, то это проявления нафса. Чтобы перестать переживать, необходимо выявить, с какой из наших потребностей это связано.
Воздействие нафса через идеализации
Другой путь нафса – это идеализация. Если человек не знает или не обучен тому, как правильно, то он это придумывает, формирует в сознании некий идеал.
Психологи насчитывают порядка 50 идеализаций.
Например:
• Идеализация судьбы.
Она встречается, когда ребёнку с детства внушают: «Ты будешь счастливым, богатым, успешным». Ребёнок начинает воспринимать это как должное. Но, вырастая и сталкиваясь с нарушениями этого сценария, может каждый раз видеть в этом катастрофу.
А ведь Аллах предупреждает: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (Сура «Аль-Бакара» 2:155-156).
Мусульмане знают, что Аллах посылает трудности тому, кого любит. Именно в такие моменты в человеке запускается работа над собой, над нафсом.
• Идеализация духовных ценностей.
Она происходит, если по каким-то причинам человек считает носителей духовных ценностей безупречными. Тогда, например, услышав неожиданно в мечети грубое замечание в свой адрес, человек может принять ошибочно-эмоциональное решение: «Не пойду больше в мечеть, там грубят».
• Идеализация человеческих отношений.
Обычно люди с этой идеализациями слишком эмоционально воспринимают чьи-то изъяны и ошибки: «Как он мог обмануть?!», «Как таким можно быть?!».
Отсюда – неспособность прощать.
• Идеализация контроля.
Человек, который ей подвержен, уверен, что, для нужного результата, необходимо всё просчитать и проконтролировать.
Этот человек забывает, что люди слабы и принадлежат Аллаху.
• Идеализация цели.
Тут мы можем услышать: «Добьюсь своего во чтобы то ни стало!» Такая позиция обнаруживает, что человек или не знает, или не вник в вопрос о Предопределении и необходимости принимать происходящее.
• Идеализация собственного совершенства («синдром отличника»).
Здесь характерна болезненная реакции на критику. А также отказ от каких-то возможностей, предлагаемых жизнью, только из боязни не получить 100%-хорошего результата.
Вывод. Чтобы не разочаровываться, не надо идеализировать. Аллах не создал этот мир идеальным. А создал таким, чтобы человек прошёл бы испытание, сдал экзамен.
Поэтому важно с детства давать детям правильные знания и жизненные установки. Знание – верное оружие. От знания слабеет нафс.
Идеализации приходят от родителей, из семьи, школы, ТВ, интернета. Их трудно искоренить из сознания. Но нужно обязательно работать в этом направлении. Для начала научиться разбираться в своих эмоциях – какие неудовлетворенные потребности за ними стоят, какие идеализации выявляются?
Как дисциплинировать нафс
1. Осознание.
Мы многое делаем неосознанно (хотя с получением знаний осознанность наших действий повышается). Когда мы поступаем плохо, важно уметь отдавать себе в этом отчёт. Без этого умения мы не начнём меняться.
Поэтому полезно читать дуа, просить Аллаха, чтобы Он дал нам правильное понимание себя и своих поступков. А также приучать себя к самоанализу.
2. Менять привычную модель поведения.
Это значит, изменить свою ответную поведенческую реакцию. Если вы, например, привыкли отвечать грубость на грубость, начните сдерживать себя, отказывайтесь от конфликтного продолжения разговора.
Менять поведение, ставшее инерционным, крайне сложно. Это не произойдёт за 1-2 месяца, возможно, понадобится полгода – год упорного труда.
Здесь важен ният. Помните о нём – и вы изменитесь к лучшему, ин ша Аллах.
3. Пресекать негативные мысли.
Это надо стараться делать сразу же, как только они появились. Им нельзя давать хода, чтобы избежать «накрутки».
Если дурные мысли касаются кого-то человека, то как можно раньше надо включить «70 оправданий». Согласно хадису Пророка, Мир ему, мусульманин должен искать 70 оправданий непонравившемуся поступку другого мусульманина; если не найдёт, то пусть подумает: «Наверное, есть 71-ое, о котором я не знаю».
Гузель Ибрагимова