Кади - верховный судья по шариату
Кади – государственный чиновник-судья, который вершит правосудие, основываясь на нормах шариата. Статус кади выше даже должности имама мечети – по сути он является главой города или даже области. Изначально кади занимались разбором дел прямо в мечети, но со временем им стали выделять отдельные помещения.
Первые кади были назначены в такие города как Медина, Багра и Куфа. Сделал это второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Это событие положило дальнейшие назначения кади в другие области и города, а во время военных походов – в войска. Делать подобные назначения мог только халиф.
Во второй половине VIII века, ознаменованной периодом правления Аббасидских халифов, был введён титул верховного кади (кади аль-кудат). В обязанности верховного кади входило назначение всех кади халифата и приём аппеляций на их решения.
Более расширенными обязанностями обладал кади в Османской империи – помимо прочего, ему вверялись нотариальные и административные функции на территории округа, называвшегося у османов «каза» или «кадилык».
Должность кади существует и по сей день, но только в тех государствах, где существует шариатский суд. В начале прошлого века в Египте, Турции и Тунисе вместе с ликвидацией шариатского суда был ликвидирован и институт кади.
К должности кади выдвигаются определённые требования. Так, он должен соответствовать определённым нормам шариата: быть совершеннолетним и образованным мусульманином, который находится в здравом уме; не иметь никаких физических недостатков.
По иску лица, чьи права нарушены, кади занимается тяжбами по сделкам или конфликтам в семьях, разбирает преступления по частным правам (убийства или причинение телесных повреждений). В прочих делах инициатором может выступать любой человек, в том числе и сам кади.
Перед принятием окончательного решения кади должен выслушать обе стороны конфликта, хотя и не обязан этого делать, если аргументы истца кажутся ему достаточными. Таким образом, правосудие в шариатском суде напрямую зависит от личных качеств кади: его уровня образования, авторитета, чувства справедливости, религиозности.
Верховенство закона – основа правосудия и судебной системы в мусульманском мире. Этот принцип на протяжении веков соблюдается не только судьями, но и правителями – подтверждений тому множество в мировой истории. Принцип верховенства закона берёт свои корни в шариате, которым веками руководствовались мусульмане. Он определяет всеобщее равенство перед законом – независимо от того, к какому социальному, политическому или даже религиозному статусу принадлежит обвиняемый.
Понравился материал? Будем благодарны за репосты!