• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История возникновения движения "Таблиги джамаат"

Время чтения: 6 мин
13262

 

Исламские течения отличаются своим разнообразием, вызванным соответствующим историко-географическим контекстом. К сожалению, некоторые из них становятся инструментов в руках заинтересованных лиц и организаций. С изрядной частотой появляются политические силы, которые, лицемерно прикрываясь исламскими лозунгами, пытаются дестабилизировать ситуацию, в том числе, в нашей стране, расколоть единую мусульманскую умму. Представители разнообразных течений (ваххабиты, такфириты, хизбовцы и др.) ведут свою деятельность по разжиганию смуты в рядах российских мусульман, сталкивая их либо друг с другом, либо с государством.

Многие деструктивные организации и течения подобного рода запрещены в России, однако некоторые из них продолжают свою деятельность, сея семена раздора и насилия. Одно из таких течений носит название «Таблиги Джамаат» (запрещенная в РФ), что в переводе с арабского означает «община призыва». Данное общество стало начальным этапом в процессе эволюции многих джихадистских группировок, которые были вовлечены в вооруженную борьбу по всему миру за непонятные цели и чужие интересы.

Сторонники «Таблиги Джамаат» существуют на Индийском полуострове, Ближнем Востоке, Северной Африке, Юго-Восточной Азии, в значительном количестве имеются в некоторых частях Западной Европы, особенно в Великобритании, Франции и Испании. На данный момент движение действует в примерно 150 странах по всему миру, включая Европу, Америку и страны бывшего СССР. Количество ее европейских членов насчитывает не менее 150 тыс. человек. Однако, последователи таблиговцев являются в основном выходцами из Южной Азии. «Таблиги Джамаат» считается одним из крупнейших религиозных движений в мире. Трудно определить точное количество его членов, имея в виду разрозненную природу групп и тот факт, что многие его сторонники участвуют в его деятельности на непостоянной основе.

Движение таблиговцев появилось в 1927 г. в небольшой мест-ности под названием Меват, которое расположено не далеко от важного политического, экономического и культурного центра современной Индии, города Дели. Его основателем является Мухаммад Ильяс Кандехлеви - человек, которого сами последователи движения называют Моулана (т.е. «господин»). Поводом для создания движения «Таблиги Джамаат» стала активная миссионерская работа индуистских проповедников из различных организаций среди мусульман, проживающих в Мевате. Успех пропагандистской деятельности последователей индуизма Мухаммад Ильяс Кандехлеви связывал с тем, что мусульмане не проявляют должного рвения в выполнении религиозной практики. Один из отличительных признаков работы «таблиговцев» - это ведение проповеднической деятельности миссионерами, не имеющими специального религиозного образования, но способными легко, доступно и с энтузиазмом объяснить таким же простым людям необходимость выполнения религиозных предписаний, Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Идеологической основой таблиговцев выступают жесткие нормы т.н. деобандийской богословской исламской школы, той же, школы, что воодушевила и религиозное мировоззрение движения «Талибан». Близость организации к школе деобанди, отличающейся высокой степенью политизированности, привело к тому, что среди участников движения «Талибан» (организация запрещена в РФ - прим. ред.) в Афганистане имеется немало таблиговцев.

В начале 1920-х годов Кандехлеви решает начать деятельность по противодействию прозелитизму со стороны индусов посредством создания широкой сети мусульманских образовательных учреждений в тех местах, где активисты индуизма наиболее активно и успешно распространяли свои религиозные убеждения. Однако эта задумка оказалась неудачной, поскольку открытие новых медресе требовало определенных финансовых вложений. Кроме того, достаточно продолжительный процесс обучения исламским канонам и вопросам вероубеждения, составленный М.-И. Кандехлеви, в глазах обычного народа казался совершенно непривлекательным по сравнению с проповедями индуистских активистов, которые излагали свои идеи в максимально упрощенных, понятных каждому категориях. Тогда М.-И. Кандехлеви решает изменить принцип работы организации. Взамен выстраиванию сети мусульманских образовательных учреждений он делает ставку на ведение проповеднической деятельности миссионерами, не имеющими специального религиозного образования, но способными легко, доступно, а главное с энтузиазмом объяснить таким же простым людям необходимость выполнения религиозных предписаний, известных нам из Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (сгв).

После непродолжительного обучения М.-И. Кандехлеви объединял миссионеров в небольшие группы численностью в 10 человек и отправлял их проводить проповеди. Продолжительность проповеднической деятельности была разной и варьировалась от трех дней до нескольких месяцев. Такая весьма своеобразная система ведения да’вата (призыва) в скором времени принесла свои плоды. Все большее количество мусульман начали вступать в ряды движения «Таблиги Джамаат». В скором времени проповедников из организации М.-И. Кандехлеви можно было повстречать едва ли не в каждом уголке Индии.

Среди отличительных черт идеологии движения «Таблиги Джамаат» - убежденность в необходимости вести вооруженный джихад, чтобы побороть неверие, силой сделать неверующих мусульманами. Радикальные последователи «Таблиги Джамаат» впоследствии образовали свои собственные военизированные организации.

Некоторые исследователи указывают на некоторое сходство учения таблиговцев об «очищении» ислама с идеологической платформой вахаббитских течений, выступающих за устранение из исламской практики и вероучения элементов, называемых ими «нововведениями». Часто говорят и о финансовой близости вахаббитских кругов ряда ближневосточных государств и деобандийских организаций, к коим относится и «Таблиги Джамаат».

По мнению экспертов и богословов, главная опасность в том, что таблиговцы – первое звено в цепи вербовки исполнителей терактов и экстремистских акций. Эту организацию часто называют «прихожей фундаментализма». У организации есть своя «фирменная» методика вербовки. После присоединения к ячейке «Таблиги Джамаат» и исполнения нескольких проповеднических миссий в своей округе, наиболее активных новичков приглашают на дополнительную подготовку в штаб-квартиру «Таблиги Джамаат» в окрестностях Райвинда в пакистанской провинции Пенджаб, которая длится около 4-х месяцев. Как правило, в процессе или после «курсов» некоторые из них получают предложение о прохождении «углубленной» военной подготовки.

После смерти основателя движения «Таблиги Джамаат» вакантный пост руководителя занял его сын, Моулана Мухаммад Юсуф. Третьим по счету лидером стал Мухаммед Ин’амуль-Хасан Кандехлеви (1918-1995), четвертым Зубайруль-Хасан Кандехлеви (1950-2014). В настоящее время движением руководит совет ученых, в который входят Хадж Мухаммед Абдуль-Ваххаб (1923 г. рождения) и Маулана Саад Кандехлеви. Примечательно, что практически все лидеры организации были связаны семейными либо родственными узами с Мухаммадом Ильясом Кандехлеви. Это вызывает некоторые размышления, поскольку династический принцип руководства, который характеризует верхний эшелон «Таблиги Джамаат», в значительной степени создает предпосылки для всякого рода махинаций.

Принимая во внимание чрезвычайную закрытость организации и ужасающий информационный вакуум вокруг нее, нетрудно себе представить, что решения в ней принимаются в соответствии с интересами крайне ограниченного круга лиц, которые связаны между собой семейно-родственными и клановыми отношениями. Обычные мусульмане, поддавшиеся по незнанию влиянию таблиговцев и вступившие в их ряды, являются простыми пешками, жизни которых не имеют никакой ценности для элиты организации.

продолжение следует

Islam-today

Социальные комментарии Cackle