• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эмоции и потребности: где связь?

Время чтения: 3 мин
5488

«Эмоции – это помощники нашей нервной системы. Они – не что-то плохое, наоборот они нам нужны. Специалисты выделяют пять базовых эмоций: гнев, страх, грусть, радость, любовь».

Так предметно начала своё интересное выступление в «Женской гимназии» (проект ДУМ РТ для женщин) Гульназ Габдельхатовна Галявиева, кандидат педагогических наук, психолог, преподаватель КИУ.
Разговор касался наших эмоций, потребностей и нафса.

Виды  жизненных   потребностей

Потребности человека определяют его эмоции. Удовлетворённые потребности вызывают положительные эмоции, неудовлетворённые  - отрицательные. Поэтому для изучения эмоций, важно изучать потребности людей.

За основу принята «Пирамида потребностей» А.Маслоу:

1 уровень – Физиологические потребности (в еде, сне, отдыхе, интимных отношениях и пр).

2 уровень  – Потребность в безопасности (в защищённости, стабильности, комфорте и пр.).

3 уровень –  Социальные потребности (в общении, внимании, заботе, поддержке и пр.).

4 уровень – Потребность в признании (в уважении, подтверждении значимости, нужности).

5 уровень – Творческие потребности (в созидании, творчестве, открытиях).

6 уровень – Эстетические потребности (в красоте, гармонии, любви, радости).

7 уровень – Духовные потребности (в общении с Творцом, в самопознании). 

Эта важнейшая потребность души есть у каждого. Если её неправильно толкуют, то стараются удовлетворить   саморазвитием, попытками личностного роста и пр. Но наша душа не успокоится ничем, кроме как общением  с Аллахом (через поклонение Ему).

Работа с  эмоциями

Учёные рассматривают человеческие эмоции на примере детских.  Дело в том, что дети находятся в состоянии фитры – чистого естества. При этом они тоже испытывают эмоции (плачут, злятся и пр). Но, т.к. нафс у детей почти ещё не проявляется, то их эмоции можно изучить в «чистом виде».

На примере детей можно разобрать и методы работы с эмоциями:

1. Метод «Активное слушание».

Ребёнку, пребывающему  в эмоциональном  состоянии,  задают наводящие вопросы: Ты расстроен? Ты напуган? Подобные вопросы помогут выявить его неудовлетворённую потребность. Тогда, поняв причину своей негативной эмоции, ребёнок и сам сможет с нею справиться.

2. Метод «я-сообщение».

Оно заменяет нотации и ворчание. Если вас что-то не устраивает, например, в комнате разбросаны игрушки, вместо окриков и ругани, лучше сказать: «Мне нравится порядок, уберись».

Эти методы применимы и ко взрослым, хотя с ними приходится учитывать воздействие нафса.

О степенях нафса

Нафс - это внутренний мир человека, возникший при слиянии души с телом.  По-другому, эго, внутреннее «Я». Все мысли человека, помимо мыслей об Аллахе – это проявления нафса.

Различают несколько уровней нафса:

1. «Нафс аммара»  –  нафс, повелевающий зло.  Носитель этого нафса никого не уважает, ни с кем не считается, но уверен, что все ему обязаны и должны от него зависеть.

2. «Нафс лаввама»  –  нафс упрекающий. Обладатель этого нафса кается за ошибки и грехи, переживает. Когда снова оступается, снова начинает сожалеть и каяться.

3. «Нафс мульхима»  – нафс, внушающий благое (поклонение Творцу, добрый нрав, хорошие поступки).

4. «Нафс радыйа»  –  нафс довольствующийся (воспринимающий с покорностью и довольством всё, что посылает ему Аллах).

5. «Нафс мардыйа»  –  нафс, достигший довольства Аллаха.

6. «Нафс мутмаинна»  – нафс успокоившийся.

Несколько уровней нафса указывают на возможность его воспитания. Для успешного самовоспитания нафса, следует понимать, что он действует по-разному.

(Продолжение следует)

Гузель  Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle