Эмоции и потребности: где связь?
«Эмоции – это помощники нашей нервной системы. Они – не что-то плохое, наоборот они нам нужны. Специалисты выделяют пять базовых эмоций: гнев, страх, грусть, радость, любовь».
Так предметно начала своё интересное выступление в «Женской гимназии» (проект ДУМ РТ для женщин) Гульназ Габдельхатовна Галявиева, кандидат педагогических наук, психолог, преподаватель КИУ.
Разговор касался наших эмоций, потребностей и нафса.
Виды жизненных потребностей
Потребности человека определяют его эмоции. Удовлетворённые потребности вызывают положительные эмоции, неудовлетворённые - отрицательные. Поэтому для изучения эмоций, важно изучать потребности людей.
За основу принята «Пирамида потребностей» А.Маслоу:
1 уровень – Физиологические потребности (в еде, сне, отдыхе, интимных отношениях и пр).
2 уровень – Потребность в безопасности (в защищённости, стабильности, комфорте и пр.).
3 уровень – Социальные потребности (в общении, внимании, заботе, поддержке и пр.).
4 уровень – Потребность в признании (в уважении, подтверждении значимости, нужности).
5 уровень – Творческие потребности (в созидании, творчестве, открытиях).
6 уровень – Эстетические потребности (в красоте, гармонии, любви, радости).
7 уровень – Духовные потребности (в общении с Творцом, в самопознании).
Эта важнейшая потребность души есть у каждого. Если её неправильно толкуют, то стараются удовлетворить саморазвитием, попытками личностного роста и пр. Но наша душа не успокоится ничем, кроме как общением с Аллахом (через поклонение Ему).
Работа с эмоциями
Учёные рассматривают человеческие эмоции на примере детских. Дело в том, что дети находятся в состоянии фитры – чистого естества. При этом они тоже испытывают эмоции (плачут, злятся и пр). Но, т.к. нафс у детей почти ещё не проявляется, то их эмоции можно изучить в «чистом виде».
На примере детей можно разобрать и методы работы с эмоциями:
1. Метод «Активное слушание».
Ребёнку, пребывающему в эмоциональном состоянии, задают наводящие вопросы: Ты расстроен? Ты напуган? Подобные вопросы помогут выявить его неудовлетворённую потребность. Тогда, поняв причину своей негативной эмоции, ребёнок и сам сможет с нею справиться.
2. Метод «я-сообщение».
Оно заменяет нотации и ворчание. Если вас что-то не устраивает, например, в комнате разбросаны игрушки, вместо окриков и ругани, лучше сказать: «Мне нравится порядок, уберись».
Эти методы применимы и ко взрослым, хотя с ними приходится учитывать воздействие нафса.
О степенях нафса
Нафс - это внутренний мир человека, возникший при слиянии души с телом. По-другому, эго, внутреннее «Я». Все мысли человека, помимо мыслей об Аллахе – это проявления нафса.
Различают несколько уровней нафса:
1. «Нафс аммара» – нафс, повелевающий зло. Носитель этого нафса никого не уважает, ни с кем не считается, но уверен, что все ему обязаны и должны от него зависеть.
2. «Нафс лаввама» – нафс упрекающий. Обладатель этого нафса кается за ошибки и грехи, переживает. Когда снова оступается, снова начинает сожалеть и каяться.
3. «Нафс мульхима» – нафс, внушающий благое (поклонение Творцу, добрый нрав, хорошие поступки).
4. «Нафс радыйа» – нафс довольствующийся (воспринимающий с покорностью и довольством всё, что посылает ему Аллах).
5. «Нафс мардыйа» – нафс, достигший довольства Аллаха.
6. «Нафс мутмаинна» – нафс успокоившийся.
Несколько уровней нафса указывают на возможность его воспитания. Для успешного самовоспитания нафса, следует понимать, что он действует по-разному.
(Продолжение следует)
Гузель Ибрагимова