«Человек, словно в зеркале мир – многолик»
Фото: Cristina Conti / shutterstock.com.
Непохожие житейские и жизненные ситуации, а также разность внутреннего мира людей даже одной религиозной общины заставляют нас быть гибкими и приспосабливаться к многообразии бытия. Жизнь не окрашена в два цвета. Упрощая мир, видя в нем только черные и белые цвета без многообразия оттенков, мы оперируем шаблонами, а потому неправильно судим о природе тех или иных событий, вещей, людей.
Также и природа человека очень многогранна, иногда противоречива, порой двулична. Не зря религия побуждает человека каждый день просить прощение у Всевышнего. Человек иногда неосознанно преступает границы дозволенного, нанося вред себе и другим, принося мучительные страдания окружающим.
Ведь чаще всего мы предпочитаем не замечать происков подсознания, и обходим стороной тайные черные углы нашей души, где прячутся демоны нафса. Если честно покопаться в самых нежелательных, пугающих мраком уголках сознания, можно найти у себя много прелюбопытных, противоречащих друг другу качеств, таких, как милосердие и злость, дружелюбность и мстительность, доброта и жадность, высокомерие. "Ничье воображение не способно придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце" (Франсуа де Ларошфуко)
Действительно, есть на чем поработать.
Человек может быть хорошим к другим, но совершить подлость по отношению близким людям. К примеру, муж любит подавлять жену оскорблениями, а ее беспрекословное, бессловесное подчинение даже в его абсурдных желаниях тешит его самолюбие. На самом деле тут кроется причина в его нереализованности. Например, на работе он неказист, не занимает руководящую должность, что его изрядно задевает. Унижая жену, он самоутверждается на зависимом от него человеке. Ему бы заглянуть честно в сердце, чтобы понять, чем он руководствуется: благочестивым намерением сделать жену счастливой или просто потешить свое эго?
Речь не идет о нормальном взаимопонимании, когда жена по праву отдает пальму первенства главе семьи, а об ее неоправданном унижении. Базовые культурные стереотипы также влияют на поступки человека. Однажды один уважаемый учитель, выходец из Средней Азии , выступая с проповедью в узком кругу верующих о женской роли в семье, сказал: «У нас в деревне женщина, ассоциируется с трактором, на котором можно пахать». Этот тот случай, когда понятия морали, принятые в его роду, оказались сильнее чем исламские, духовно - нравственные .
А вот другой пример, когда женщине из Сирии, работающей в уличном патруле, доставляло наслаждение властвовать над другими. В ее душе родилось двоякое восприятие ситуации: ощущение сопричастности к благому делу - запрета греховного и в то же время сладкое чувство власти.
Человек непредсказуем, часто его поведение зависит от ситуации: вчера был злодеем, а сегодня совершил праведный поступок - и наоборот. Важно тем, кто встал на путь духовности, особенно ислама, день за днем делать шаги к украшению нрава, чтобы быть счастливым в Судный день, когда раскроются все тайны, и станет явью истинное.
Мы - источник веселья и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик:
Он ничтожен, и он же - безмерно велик.
Омар Хайам
Исламия