• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Про аллергию на религию

Время чтения: 6 мин
5827

XXI век и его достижения в умах большинства людей предстает как воплощение сверхсовременной человеческой культуры. Некоторые люди озираясь на прошедшую мировую историю, говорят о сегодняшнем мире, как о некой суперцивилизации, объединяющей в себе все развитые и развивающиеся страны. Казалось бы, мир стал почти идеален, все насущные проблемы населения практически решились. Но все же, несмотря на достаток нашей сегодняшней жизни, нам все равно порой приходится встречать человека, который посещает мечеть, религиозные мероприятия, искренне молится Всевышнему. Такие личности для многих, остаются некой загадкой, люди думая о них, говорят про себя "Ну зачем ему Бог и эти обряды? И так же жизнь неплоха?!"...

Путешествие во времени

Если бы была возможность вырвать из петли времени человека жившего в девятнадцатом столетии и показать ему жизнь среднедостаточного казанца, то от увиденного он упал бы в обморок. Для пришельца из прошлого наш достаток показался бы почти райским угодием. Вода любой температуры из под крана, туалет в доме, практически неограниченное количество видов еды и питья, огромнейшее разнообразие одежды и обуви для человека, который всю жизнь лишь дважды поменял дряблые лапти, была бы сравнима лишь с грезами о садах Эдема. Человеческим обществом такие сверхудобные бытовые возможности современного мира были достигнуты сравнительно недавно - всего лишь за век, полтора. Но какой ценой?

Изученные нами в школе законы физики прямо говорят о том, что "действие порождает противодействие". То есть, захотел добиться чего-то - готовься к борьбе за это, потому что любое удовольствие приходит через тяжесть труда и горечь некоторых лишений. Хочешь ребенка - приготовься вытерпеть страдания и боли деторождения, захотел доказать свое мнение обществу и выйти против, то будь готов выстоять критику и получить осуждение.

Вот и сегодняшняя благоустроенная жизнь прошла множество перипетий как в духовном, так и в общественном плане, пока не стала той, какой мы ее привыкли видеть сейчас. Такую же потерю моральных качеств претерпели члены общества потребления, которые чтобы стать в жизни более обеспеченными, потеряли нравственную подоплеку и стали рабами стиля, моды и каталога. Как результат, сегодня люди готовы следовать за мельчайшими трендами в мире моды и гаджетов дабы не оказаться в своеобразной "отсталости" перед знакомыми. Даже Европа, известная своей культурой, не смогла сберечь свои ценности. Поддавшись пуританскому нраву американской сверхреволюции, она точно так же не избежала «прелестей» этого бездумного технического прогресса и промышленной революции, потеряв при этом не только традиции, но и индивидуальность каждого народа, населяющего ее.

Думая над всем этим, вспоминаются слова известного ученого Анри Пуанкаре: «Америка пришла к цивилизации, минуя культуру». То есть, он имел в виду, что революция в технике и быту пришла к этому народу, с ярко выраженным дефицитом духовности, подменененной новой традицией - гонкой за прогрессом. Между прочим, атомное оружие, концентрационные лагеря и нацизм - самые страшные грехи мирового сообщества - являются порождением как раз западной потребительской цивилизации.

Но будет не очень правильно ругать только западное общество за отсутстве в нем правильного и фундаментального понятия духовности, потому что, например, в советский период российской истории присутствие веры было сведено практически к нулю. Поэтому в народах, где религия почти отсутствовала, между ее жителями происходила еле заметная напряженность в культурно-традиционных отношениях, которая в 90-ых годах выросла в межнациональную ненависть и привела к большому количеству войн и конфликтов. Интересно то, что духовность замененная суррогатом, состоящим излишней конкурентности и материализма нашего общества, также стала одним из основных факторов этой напряженности. Ведь многие в нашем обществе считают, что самое важное в их жизни - профессиональный успех, во имя которого при необходимости можно пожертвовать семейным счастьем, дружескими отношениями, а также моральными и культурными интересами. Возможно, как раз эти причины и являются самыми главными факторами в психологическом регрессе нашего сегодняшнего общества, который как раз и дестабилизирует наше дальнейшее развитие. А светлое будущее, как в социальном, экономическом и духовном плане, я вижу лишь в возвращении человека к тем нормам и традициям наших предков, которые были забыты нами в угоду технического прогресса.

Возвращение или возрождение верующих?

Всем известно, что люди по своей натуре должны стремится к духовным ценностям, и уметь уравновешивать свой материализм религиозными верованиями и этическими традициями, так как это естественная духовная потребность каждого человека. Поэтому как в мечети, так и в церкви должен быть хороший настоятель, который бы указал молодому человеку правильный путь, чтобы тот не впал крайности или, упаси Всевышний, не вернулся в прошлую бездуховную жизнь, полную греха. Однако, как известно, пока для многих молодых людей, которые ныне еще далеки от религиозности, все прочие ценности померкли, остался один лишь материализм. Несмотря на то, что уровень духовности у людей сейчас пока далек от совершенства, можно бесспорно сказать о видимом духовном подъеме молодежи, что для многих почему-то кажется некой проблемой. Порой, приходится слышать от представителей старой советской школы о ненадобности в обществе религии или как принято говорить клерикальности.

Но каково место религиозных традиций в сегодняшнем модернизированном и информатизированном мире? Аналитики и историки по разному отвечают на этот вопрос, говоря что в целом происходит процесс деградации подлинных национальных и религиозных традиций и замена их искусственными заменителями навязываемыми индивидам различными организациями, потребительским капитализмом, политическими элитами, масс медиа, поп-культурой и туристической индустрией. Причем, как отмечают некоторые историки, степень контроля этих новых обрядов над сознанием человека и его поведением намного выше, чем та, которую когда-либо осуществляли религиозные или этические традиции.

По причине сильной напряженности и социального неравенства, большое количество людей стремится к разрешению своих насущных проблем через веру. Поэтому из-за катастрофической недостаточности духовного образования и ее востребованности, у населения возникает жажда познания своей религии и национальной традиции. Этот интересный процесс вполне объясним - в научной среде он называется ретрадиционализацией, то есть отказ от обычаев и устоев полученных извне или принудительным способом, а также возвращение к традициям предков и к их моральных устоям. Безусловно, этот процесс очень сложен, так как в вопросах возрождения былых обычаев могут возникнуть некоторые конфликтные ситуации с пониманием фундамента и второстепенных обычаев своей религии.

Такой конфликт, в частности, можно видеть сегодня в мечетях, где старики часто препираются с молодежью или наоборот, молодежь накидывается на пенсионеров доказывая свою правоту. Этот процесс абсолютно естественен в становлении, но в продолжительной и активной деятельности он вызывает лишь проблемы, так как плодотворность требует стабильной работы. Поэтому, когда выдергиваешь больной зуб и ставишь на его место новый аналог - будет очень больно, а возможно он вообще не приживется. По этой причине, возвращение религиии и традиций в народ, после глубокой советской спячки будет очень болезненным, но нужным делом, так как история ясно показывает, что тот народ который живет без духовной основы обречен на погибель. Знаменитый русский философ П.Я. Чаадаев говоря о потере духовности и исконных традиций, отмечал: «...наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно».

Также хотелось сказать, что сегодня стало модно говорить о столкновении в современной России возрождающихся христианского и мусульманского верований. Эта тема активно муссируется как на ТВ, так и в интернет среде. Дескать, демократическая система сформированная после распада СССР и ее основное прохристианское население не сможет ужиться с подъемом восточно-мусульманских культур в виде татар или других исламских народов. Будто бы возвращение татар к исконным и религиозным традициям может принести некий вред русскому этносу в стране. Это мнение в корне является неверным, пропагандируемым националистами и лжепатриотами, которые стремятся заработать себе дешевый политический авторитет, играя на чувствах простых людей. Ведь традиционный ислам в России всегда был и остается мощной опорой государственности в стране, показателем толерантности и гарантом межнационального взаимоуважения.

Хабир хазрат Ханов, имам-хатыйб села Черемшан

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle