Почему мусульмане так физически сильны?
Проблемы воспитания подростков находятся в фокусе пристального внимания всех религий. Интерес к этим идеям, обращенность к религиозным истокам обусловленыпереживаемым сегодня кризисом в духовной сфере и попыткой возвратиться к традиционным ценностным ориентирам.
В системе исламского вероучения проблема духовного и физического совершенствования личности находится в неразрывной связи с основными идеями, определяющими социально-этическое учение Ислама, согласно которому постижение глубины смысла священного Корана, хадисов Пророка позволяет человеку совершенствоваться духовно. При этом в его обязанности входит и физическое развитие, которое невозможно без организации здорового образа жизни, рациональных физических нагрузок, занятий спортом. Основы здорового образа жизни были заложены Исламом задолго до появления популярных сегодня методик, диет, правил, к которым вынужден обращаться современный человек, вследствие самых разных факторов не отличающийся крепким здоровьем. В исламе здоровый образ жизни – это система гармоничной жизни человека: умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный отдых, стремление к знаниям, любовь к ближним, к природе и др. Все это обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное, нравственное и социальное благополучие. Многие болезни у человека возникают из-за деформации его внутреннего мира, из-за нарушения внутренней и внешней гармоничной жизни. В исламе это упоминается в высказываниях Пророка Мухаммеда (мир ему): «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» [5: 788].
В светских образовательно-воспитательных учреждениях давно и успешно применяют различные методики, позволяющие констатировать физическое развитие подростков как один из наиболее информативных показателей физического здоровья. Среди них «методика антропометрических измерений, методы оценки типа телосложения, методика изучения осанки и т.д.» [4: 53]. Однако само понятие «здоровый образ жизни» гораздо объемнее и богаче по своему содержанию, и даже с позиций обыденного сознания очевидно, что оно соотносится с понятиями «идеал», «совершенство», с представлениями о достойном, должном образе жизни человека, с медицинскими критериями оценки здоровья, причем, не только физического, но и психического, и нравственного.
В исламе отношение человека к своему здоровью воспитывается, прежде всего, в контексте утверждения, что Всевышний наделил его ответственностью за свое духовное и физическое здоровье, поскольку осознанная ответственность подтверждает истинную веру. Кроме того, согласно исламу, человек несет ответственность за физическое воспитание детей и подростков, за то, чтобы они развивались крепкими, активными, сильными не только телом, но и духом. Каждому верующему необходимо знать важность и характерные черты этой ответственности, которую вменил в обязанности Аллах. Таким образом, воспитание в исламе – это важнейшая родительская миссия, которой нельзя пренебрегать и от которой во многом зависит судьба человека в дальнейшем.
Согласно исламу, процесс воспитания, в том числе физического, начинается задолго до рождения самого человека. Какую жизнь ведет мать, отец, какую пищу употребляют, как одеваются, как относятся друг к другу – все это важно. Большая ответственность за ребенка возложена на будущую мать, которая должна быть рада, что Аллах посылает ей беременность и возможность планировать это счастье. При этом на беременную женщину распространяются в исламе некоторые облегчения. Она не постится, если это может нанести вред ее здоровью или здоровью малыша, молится так, как ей удобно, и вообще старается не совершать ничего, что может повредить им обоим.
В исламе физическое воспитание подразумевает правильное питание, рациональное закаливание, прогулки на свежем воздухе, соблюдение гигиенических правил. В мусульманской религии гигиена человеческого организма постулируется как залог чистоты тела и духа, следовательно, здоровья духовного и физического.Чистота телесная – это чистота духовная, чистота веры. Чистота, ухоженность, благоухание Пророка (мир ему) описаны в хадисах, которые приобретают большую ценность в педагогической практике. Гигиена полости рта, регулярные омовения, чистота во время принятия пищи – все эти правила несложны и разумны, и к ним необходимо приучать с малолетства. Исламская методика воспитания предлагает полное и всестороннее развитие человеческой личности: ее материальной и духовной жизни, и подобное равновесие считается главной целью воспитания.
В подростковом возрасте имеются свои особенности и сложности физического воспитания, для успешной реализации которого исламом предусмотрена гибкая система педагогического воздействия. Так, большое воспитательное значение придается подвижным играм, посредством которых подростки могут выплеснуть накопившуюся энергию. Игра способствует их физическому развитию, укреплению мышц, делает их ловкими и активными. Стоит отметить, что исламом не запрещается играть даже в мечети, «за исключением тех случаев, когда игра в мечети становится привычкой. Подобное надо пресекать» [1: 70].Подвижные игры – одно из самых массовых и доступных средств физического воспитания. Разносторонняя деятельность мышечной системы организма в процессе игры на открытом воздухе способствует физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию. Достоинство игрзаключается и в том, что подростки сами регулируют свою физическую нагрузку. Используя их в учебно-воспитательном процессе, преподаватель может затронуть вопросы режима дня, закаливания, рационального сочетания труда и отдыха, сбалансированного питания, а также формировать знания подростков о вредных и здоровых привычках.
Очевидна польза коллективных игр, особенно в подростковом возрасте, когда актуализируются коммуникативные проблемы, а игровая команда требует от игрока, неспособного стать автономным, быть самостоятельным, от эмоционально ранимого и тревожного – контролировать себя.Игровая деятельность приучает подростка к ответственности, к коллективизму, к пониманию, что нужно вовремя оказать помощь и поддержку, быть снисходительным к проигравшим, адекватно реагировать на собственные проигрыши и победы. Стоит отметить, что Исламом очень приветствуются семейные игры на свежем воздухе. Существует немало хадисов о том, что Пророк (мир ему) принимал активное участие в подвижных играх детей и подростков: то бегал, то носил их на спине, поощрял и хвалил их.
Большим педагогическим потенциалом физического воспитания располагает этнопедагогика, сформированная в недрах религиозной догматики. Так, народные игры позволяли развивать все необходимые физические и морально-нравственные качества, закаливали организм, вырабатывали навыки боевого искусства, учили ловкости, сноровке, умению прислушиваться к природе, быть неприхотливым в быту и готовым к отражению опасности в любую минуту. По мнению Х.Х.Баймурзина, исследователя тюркских народных игр, их исключение из практики воспитания «способствовало разрушению связи между поколениями, нанесло непоправимый урон формированию и развитию личности» [2: 6].
Возникнув в эпицентре арабской культуры, мусульманская религия придает большое значение тому, как человек проводит свободное время. Безусловно, к предпочтительным занятиям во время досуга для здоровья и телесного развития относятся различные физические упражнениям и спорт. «Пророк (мир ему) побуждал людей укреплять тело и дух. Он сказал «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий» [3: 345]. Однако физкультурные и спортивные занятия невозможны в исламе по принуждению: они должны доставлять удовольствие как физическое, так и эмоциональное. В противном случае подобное времяпрепровождение будет малоэффективно с точки зрения пользы для здоровья и духа. В подростковом возрасте занятия спортом делают человека более уравновешенным, усмиряет его инстинкты, помогают контролировать половое влечение. Подросток учится не отчаиваться и не огорчаться, а преодолевать преграды и комплексы, прилагая к этому усилия. Заполнение досуга богоугодными делами не позволяет встать на путь греха и порока, быть горделивым, злым и заносчивым.
Виды спорта должны быть дозволительными с точки зрения шариата, то есть отвечать требованиям безопасности для тела и нрава, воспитывать силу и ловкость и т.д. К рекомендуемым Исламом видам спорта относятся плавание, бег, стрельба из лука (метание), верховая езда. Эти виды спорта очень важны, поскольку позволяют выработать уверенность в себе, преодолевать страх, рассчитывать на собственные силы в трудную минуту, то есть, все то, что чрезвычайно пригодится человеку во взрослой жизни. «Другими видами спорта можно овладеть уже повзрослев» [1: 75].
К разрешённым исламом спортивным играм относится состязание в беге, спортивная ходьба, прыжки через барьеры, прыжки в длину, прыжки в высоту и другие силовые игры. В одном из хадисов повествуется о состязании Пророка с Аишей в беге. Воспитательный эффект данного хадиса еще и в том, что мы получаем представление о возможности совместных состязаний мужа и жены.По мнению некоторых религиозных деятелей, к разрешенным видам спорта относятся различные виды борьбы. Разумеется, при этом должна быть исключена вероятность нанесения увечья, физического и морального, а также бесчинствующее поведение зрителей. Неукоснительным должно быть соблюдение следующих правил: запретные для посторонних взглядов части тела должны быть закрыты, нельзя пропускать молитвы, исключены драки, ругань и нецензурная брань. Запрещенными в исламе являются те виды спорта, которые подразумевают обман, подкуп, принятие допингов, проявление агрессии со стороны фанатичных болельщиков.
Важнейшую воспитательную функцию и оздоровительное значение в исламе несет намаз. Родители приучают к нему детей с семилетнего возраста, показывая на личном примере, что молитва – это и телесное поклонение, и духовное. Кроме того, намаз предваряется омовением, что способствует постоянной и тщательной заботе о чистоте физической и, следовательно, духовной. По мнению современных врачей, молитва - превосходное оздоровительное средство. Человек в процессе молитвы кается в своих грехах и обещает стать лучше. «Молитву можно назвать работой души, дающей личности духовное, душевное и физическое оздоровление, а также целенаправленность, конструктивность и интегративность» [6: 279].
Таким образом, нравственные принципы Ислама являются ведущими и охватывают всю жизнь человека от семьи до общества, от рождения до смерти. Воспитательный процесс направлен на формирование нравственности как главенствующего качества, позволяющего во всех актах жизнедеятельности человека руководствоваться не эгоистичными желаниями, мелкими интересами, меркантильными соображениями, а нормами морали и нравственными законами, усвоенными и принятыми с младенчества. Воспитательные задачи не могут быть решенными, если физическому развитию подрастающего поколения не уделяется должного внимания. Духовное и физическое здоровье в Исламе взаимосвязаны, без здоровья духовного, наличие физического быстро сходит на нет. Исламом с самого начала своего существования проповедуется, что совершенное состояние человека неразрывно связано с его здоровьем, к которому следует бережно относиться и всячески его укреплять. Рассматривая Ислам как образ жизни мусульман, можно с уверенностью утверждать, что это хорошо оформленная система здорового образа жизни, в которой все проникнуто заботой о духовном и физическом здоровье человека.
Литература
- Абд аль-Маджид Халяби . Воспитание детей в Исламе. – Москва: «Аль-Китаб», 2011. – 304с.
- Баймурзин, Хамит Хаирварович. Тюркская народная педагогика физического воспитания: дис. ... д-ра пед. наук/ Х.Х.Баймурзин; науч.рук. Я.И.Ханбиков; Казан.пед.ун-т.—Казань: Б.и., 2001.—368с.
- Вахба аз-Зухейли. Мусульманская семья в современном мире . – Казань: «Идел-Пресс», 2009. – 502с.
- Рихтер О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2003. – 221с.
- Сахихаль-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благославит его Аллах и да приветствует/ пер. с араб. Абдулла Нирша. –М. :Умма, 2007. – 960 с.
- Харисова Л.А. Педагогический потенциал ислама. - Москва: Русское слово, 2008.—351с.
Старший преподаватель Российского исламского института г.Казань. Мифтахов Р.А
Материал взят с первых якуповских чтений