• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О самом дорогом и главном достоянии человеческой личности…

Время чтения: 4 мин
3462

В творческом наследии выдающегося ученого и просветителя Каюма Насыри (1825-1902) особый интерес представляет «Фавакихель джулюса» («Плоды, фрукты для угощения собеседников»). Автор, творчески переработав шедевры восточной нравственно-этической прозы, создал новое произведение, в котором отразились базовые ценности и каноны Ислама. Каюм Насыри называл свое сочинение «прикладной философией».

Эта книга «Каюма-бабая», как и его знаменитые календари, была чрезвычайно популярна в старину в народной среде и не утратила своей актуальности в наши дни. Islam-today продолжает публикацию знаменитого сочинения просветителя и педагога.

О том, что разум - самое дорогое и главное достояние человека, упоминается в нескольких сурах Священного Корана. Воистину, ум великая и отличительная человеческая особенность. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний прежде всего сотворил разум и объявил ему, чтобы он всегда был всеобъемлющ. Аллах сказал, что нет ничего превыше и ценнее, чем разум, и заповедал через него предостерегать смертных от недозволенного, держать ответ за содеянное и подвергать их наказанию за прегрешения».

Ущербные в умственном развитии лица освобождаются от ответственности и наказаний. Волей Всевышнего местом разума является мозг, а его отблеск отражается в человеческом сердце. Все достоинства и недостатки человека, как внешние, так и внутренние можно узнать посредством его разума. Об умственных способностях лица можно судить по его речи, деяниям и взаимоотношениям с окружающими, так как ум нельзя лицезреть воочию. Убедиться в том, что данный человек действительно мудр можно по его делам и поступкам. Признак ума проявляется и тогда, когда человек остерегается от злодеяний и низменных поступков, от всего того, что может причинить ему сожаление и чувство стыда в последующем. Еще одним доказательством высокого уровня ума в человеке является его немногословность, а также способность выражать свои мысли в иносказательной форме. Примечательно и то, что люди, обладающие высокими умственными способностями, отличаются друг от друга. Причем разумный человек обладает качеством оценивать степень совершенства своих умственных способностей и напротив, глупец не способен к этому. Первоначальные признаки ума проявляются в том, как человек строит свои взаимоотношения с окружающими, как он обустраивает свой быт, насколько приятен в общении. Тот, кто занят любованием собой, не отличается умом. Со временем разум того, кто не прислушивается к советам человека высоких умственных способностей, напрочь отомрет.

Говорят, что размер бороды является препятствием к разуму. По этому поводу вспоминается притча о том, как некто вычитал в ученых книгах, что размер головы глупого человека несоизмеримо мал по сравнению с его бородой. Чтобы убедиться в этом он посмотрел в зеркало и обнаружил, что действительно, его голова меньше, чем густая растительность, обрамляющая лицо. Для того, чтобы не выглядеть дураком в глазах окружающих, он решился поправить свою внешность. Так как увеличить объем головы не представлялось возможным, он решил несколько укоротить свою бороду. Взяв в кулак бороду, он поднес спичку к той ее части, которая не уместилась в ладони. Естественно, борода вспыхнула и обожгла ему руку; он отдернул ее и лишился бороды. Он пришел к заключению, что произошло все по причине его глупости.

К примеру, семейному человеку для того, чтобы обустроить жизнь, требуется жилье и земельный надел. Глава семейства должен быть благоразумен, супруга его - вся в заботах о преумножении состояния, иными словами в тенетах нафса. В том случае, когда разум будет главенствовать в доме, то второе, а именно нафс, будет подчинен ему и благосостояние семьи обеспечено. И напротив, когда нафс будет верховодить в семейных отношениях, мир и покой исчезнут, склоки и разлад окончательно разрушат этот дом.

Общеизвестно, что тонкий ум приобретается в результате жизненного опыта. Имеется хадис, в котором говорится о том, что проницательность ума достигается по мере победы над нафсом, очищения души и тела от греховного, а это возможно лишь при следовании канонам Шариата. Главными отличительными чертами человека от остальной живой природы являются его разум, способность выражать свои мысли и изъясняться посредством языка. Однако тонкость ума для части человечества в связи с бренностью бытия или проблемами, связанными с состоянием здоровья, безвозвратно теряется.

Как рассказал Абу Сагид Хаззаз, однажды он встретил во время намаза в мечети Священной Каабы одного нищего, на теле которого из одежды была лишь набедренная грязная повязка, прикрывающая его ‘аурат. Естественно, в нем возникло чувство ненависти к этому человеку. Ощутив это бедняк, прочитал аят. После чего Абу Сагид выразил сожаление и раскаялся в том, что испытал злобу по отношению к этому несчастному. Нищий в ответ опять прочитал аят. И тут Абу Сагид осознал, что, возможно, перед ним в лице этого нищего предстал святой, который в силу своих природных способностей обладает ясным и проницательным умом. Кстати, во множестве подобные истории запечатлены на страницах популярной книги «Мустатраф». В одной из них говорится о том, что сосуд, в котором хранится масло, можно определить и по внешней стороне. Так и с людьми: можно почувствовать, что творится у человека на душе, и разгадать его тайные мысли, пообщавшись с ним, всмотревшись в его лицо и глаза.

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика