Успехи мусульманской хирургии в Средние века
До 16 века европейские врачи не умели делать Кесарево сечение, а на мусульманском Востоке не только производили эту операцию, но давали ее иллюстрированные описания в учебниках по медицине.
Европейцы вплотную начали знакомиться с достижениями мусульманской медицины в 12 веке – во времена Крестовых походов. Тогда они не стеснялись перенимать «азиатские» технологии, а «Канон врачебной науки» Авиценны был настольной книгой любого уважающего себя европейского лекаря.
Со временем, когда Запад усилился и начал колониальные захваты эти факты были забыты и об исламском мире начали говорить как о чем-то отсталом. Эти рассуждения европейских «цивилизаторов» продолжаются до сих пор.
Западная историческая наука полностью игнорирует достижения и открытия мусульманских ученых и не признает их вклад в развитие мировой науки. Наоборот западные историки –исследователи развития науки предпринимают все усилия чтобы дискредитировать мусульман. Дело дошло до того, что вполне серьезно утверждается, что такая область медицины ка хирургия берет свое начало на Западе, а мусульманам она была вовсе не известна.
При этом совершенно игнорируется фигура гения средневековой ближневосточной хирургии Касима аз-Захрави, известного в Европе под именем аль-Букасис, который написал медицинскую энциклопедию в тридцати томах, где есть разделы по хирургии, ортопедии, офтальмологии, фармакологии. Она носит название «ат-Тасриф» и в ней нашел отражение весь опыт, который аз-Захрави приобрел в течение своей 50-летней карьеры медика и преподавателя медицины.
В качестве примера, на каком уровне находилась в средние века медицина в мусульманском мире можно привести историю кесарева сечения. Европейцы в течение долгого времени утверждали, что подобная операция категорически запрещена законами шариата, а детей родившихся в результате ее проведения мусульмане якобы убивают.
Подобная точка зрения широко тиражировалась и западными средствами массовой информации и даже специализированной медицинской литературой.
Стоит отметить, что Кесарево сечение практиковалось еще древними римлянами в том случае, если роженица умирала при родах. Упоминание об этого рода операции встречается в иудейских религиозных книгах. Детальное описание этой операции содержится в трудах индийского врача Сусруты, датируемых 6-7 веком до нашей эры.
Все эти источники были известны мусульманским ученым в средние века, когда огромные объемы научной литературы были переведены на арабский язык. Фактически многие тексты на сирийском, греческом и санскрите стали доступны современникам благодаря переводу на арабский язык.
В библиотеке Эдинбургского университета хранится рукопись под названием «Аль-Асрар аль-Бакийя ан аль-Курун аль-Халийя» (Хронологическая история наций), написанная знаменитым мусульманским ученым аль-Бируни, умершим в 1048 году. В этом сочинении он упоминает о цезаре Августе (63 до н.э.-14 н.э.), родившемся в результате кесарева сечения. Также он пишет о фольклорном герое Ахмеде ибн Сахле, который родился после смерти своей матери также в
результате кесарева сечения. Он также поместил рисунок этой операции в своей книге. Эта иллюстрация – первая в мире и врачебной практике, опередившая научную мысль на 500 лет.
Еще одним известным современником аль-Бируни был Фирдоуси (935-1025), автор известной поэмы «Шахнамэ». В ней он описал рождение Рустема с помощью кесарева сечения. Это подробное и наглядное описание и упоминание об использовании в ходе ее анестезии доказывает, что она была хорошо известна мусульманским медикам уже в начале средних веков.
Известнейший и авторитетнейший богослов имам Абу Ханифа постановил, что операция, проведенная живой или умершей женщине с целью спасти плод дозволена в исламе. Это положение содержится в известном сочинении имама Ибн Абидина «Радд аль-Мухтар».
Еще одно веское доказательство дозволенности проведения подобных операций содержится в «Фатавва Алмагирийя» - сборнике фетв, подготовленном шейхом Низамуддином Бурханпуром по просьбе могольского императора Аурангзеба . В нем говорится, что если женщина умирает, а ребенок уже должен появиться на свет, то в таком случае его нужно извлечь из чрева матери с помощью операции. Подобную же операцию необходимо проводить в случае, когда необходимо сохранить жизнь матери, если стало понятно, что ее ребенок умер при родах.
Все это доказывает, что Кесарево сечение было не только не запрещено, но и широко использовалось мусульманскими врачами в средние века. Под эти действия были также сформулированы религиозные нормы, делающие их легитимными в тех случаях, когда они действительно были нужны.
Ильдар Мухамеджанов