Новейшие технологии говорят о сохранности текста Куръана

Фото: THOBRONI/ shutterstock.com
Новейшие технологии говорят о сохранности текста Куръана
Текстология Корана является предметом многочисленных исследований. Как правило, исследователи располагают традиционным материалом: рукописями и историческими сведениями, получаемыми на основе раскопок или летописных сведений, которые анализируются посредством традиционных же научных методов. Но в век компьютерных технологий инновации открыли дверь к совершенно неожиданному и новому методу исследований текста.
Существует особая дисциплина – стилометрия*. Она представляет собой разновидность искусственного интеллекта, представленного программным обеспечением, которое на основе различных математических алгоритмов исследует загружаемый текст и выводит в процентном соотношении общий стиль автора текста.
Этот метод помогает выяснить, какова типичная для данного автора длина предложения, каковы методы оформления предложений, каков стандартный словарный запас, каковы литературные приемы, с какой частотой он пользуется тем или иным приемом или словом.
Анализу подвергается как словарный запас по отдельности, взаимодействие слов, так и построение предложений, их длина, оформление и общая стилистика текста. Конечный результат представляет из себя подробнейший результат вычислений, где в числовом виде выводятся характерные особенности стиля автора.
Применяется этот метод в основном в сфере научных исследований, где новая научная работа загружается в стилометрическое программное обеспечение с целью обнаружить в работе плагиат. Точность алгоритмов позволяет вычленить из текста инородные фразы и предложения, которые автор мог списать из других источников, скрывая это. Стилометрия используется также в юридической экспертизе.
Фото: FS Stock/ shutterstock.com
Метод доктора Садеги
В начале ХХI века был предпринят ряд исследований текста Куръана с применением стилометрии. Первопроходцем можно считать исследователя Махди Базаргана, который в последние декады ХХ века проводил стилометрические исследования текста Куръана.
На сегодняшний день одним из наиболее авторитетных исследований является результат долгих трудов ученого, магистра университета Райза в электротехнике (математической теории управления), доктора наук Принстонского университета – Бехнама Садеги (Behnam Sadeghi). Его книга была опубликована в 2011 году под названием «Хронология Корана: программа стилометрического исследования» («The Chronology of the Qur’ān: A Stylometric Research Program» опубликованная BRILL Arabica 58 (2011) 210-299). В исследовании он затрагивает различные вопросы, связанные с кораническим текстом, и подробно разбирает все его аспекты.
Автор резюмирует свою работу следующим образом:
«Литературные источники и рукописи свидетельствуют о том, что Пророк Мухаммад распространил содержание Куръана, а халиф Усман разослал копии Писания в несколько городов.
В порядке мысленного эксперимента давайте забудем то, что мы знаем о Куръане, откуда он взялся и как он распространялся. Давайте по факту взглянем на семантическое содержание текста. Что можно заключить о композиции Куръана только со стороны формально-стилистических наблюдений?
Одно можно заключить: стиль поддерживает гипотезу об одном авторе. Ради аргументации, предположим, что есть два автора: скажем, автор A написал группы 1-11, а автор Б написал 12-22.
Тогда нужно сказать, что стиль A перемещается по траектории к траектории Б, или что Б поднялся туда, где A остановился, в отношении не только длины стиха, но и частоты наиболее распространенных морфем и частоты редко используемых слов (гапаксов). Гораздо очевиднее будет сказать, что автор один. Кроме того, если предположить, что авторов три, четыре или более, а не два, невероятность увеличивалась бы экспоненциально. Представьте трех авторов: автор A отвечает за группы {1-5}, Б- {6-11},и C - {12-22}.
Опять же, нужно было бы объяснить, почему стиль А тяготел со временем к Б, не только в длине стиха, но и в объемах использования лексики для высоко-, средне- и низкочастотных морфем. Более того, нужно было бы объяснить, почему стиль Б образует промежуточный стиль между теми, что есть в A и C, с точки зрения различных маркеров стиля, которые были рассмотрены.
Если представить себе семь авторов, нужно было бы объяснить, почему стиль каждого автора находится между двумя другими не только в отношении длины стиха, но также и в отношении частых морфем, среднечастотных морфем и необычных слов (гапаксов)» (The Chronology of the Qur’ān, стр. 288).
Данные выводы исследования доктора Садеги наглядно и объективно доказывают важнеший аспект текстуальной сохранности Куръана, а также и тот факт, что автор всего текста Куръана один.
Фото: Ravil Sayfullin/ shutterstock.com
Метод доктора Сидки
Упомянутая выше работа доктора Садеги стала стимулом для отдельных исследований доктора наук университета Нотр-Дам в области химической и биомолекулярной инженерии и магистра прикладной и вычислительной математики и статистики Хайсама Сидки (Hythem Sidky). Автор проделал также различные манипуляции с текстом.
Следует отметить его крайне холодный и критический подход, благодаря которому он разложил текст Корана и проводил различные манипуляции с измерениями его структуры, но также он пробовал удалять и искажать части текста, чтобы вывести нарушения «гладкости» стиля. В ходе исследования ему поступали предложения от различных востоковедов, в процессе исследования участвовал и автор этих строк.
В одной из завершающих стадий исследования, Хайсам проверил Куръан по технологии skip-gram (Архитектура типа Skip-gram использует текущее слово, чтобы предугадывать окружающие его слова). Она показывает наиболее тесные связи между словами в тексте, наиболее частое употребление слов в связке.
Схема примера принципа skip-gram
Схема примера принципа skip-gram
Им были составлены различные экспериментальные словосочетания, результаты которых показали, что устойчивые выражения Корана не нарушаются «ложными» вбросами инородных слов.
Пример результата наиболее частой связки к имени «Муса» показал слова «бани», «исраиль» (сыны Израилевы)
А для слова «Иса» – «хавариййюн» (апостолы)
Для чистоты эксперимента доктор Сидки прибег к небольшим манипуляциям. Он внес в Куръан «искажение». В тексте, где вместе встречаются слова «джаннат» (Рай) и «муминун» (верующие), он изменил «муминун» (верующие) на «кафару» («[те, которые] не веруют») и далее сделал то же, что было описано выше: текст с искажениями пропустил через skip-gram, чтобы проверить, будет ли теперь искусственно внесенное слово «кафару» стилистически связанным с «джаннат». Результат его ошеломил: наиболее подходящим словом для «кафару» оказалось – «нар» (Огонь, т.е. Ад).
Таким образом, попытка искусственно связать эти два слова дала негативный результат, который показал, что текст Куръана не поддался на внесенные искажения, и слово «неверующие», несмотря на искажение, стилистически связано со словом «Ад», а не «Рай».
А если в связке «шайтан» + «адуў» (враг), слово «шайтан» изменить на «Аллах», то получим – «Хаким» (Мудрый). То есть текст Куърана, несмотря на вброс, показал устойчивость к искажению, и не подтвердил новую связь слов.
В завершение своих разносторонних экспериментов и исследований в области стилометрии, Хайсам подытожил:
«Что ж, я лично нашел достаточное доказательство, чтобы оправдать заявление о «преимущественно» одном авторе».
Мы можем заключить, что два ученых, обладающие научной компетенцией и статусом в научном мире, независимо друг от друга провели ряд текстологических исследований Куръана с использованием новейших технологий. Оба результата совпали.
Для текстологии Куръана это дает ряд выводов:
1. Автор Куръана – один.
2. Это отрицает необоснованные заявления о плагиате Мухаммада ﷺ цитат из Библии или других книг.
3. Также это отрицает «соавторство» кого-то наравне с основным автором Куръана. Опровергая различные беспочвенные домыслы о «двух почерках в Коране», или заявления, будто Мухаммад ﷺ обращался за помощью к иудеям или христианам, либо же к поэтам в создании текстов для Куръана.
4. Будучи стилистически единым текстом, Куръан не имеет инородных текстуальных вставок или искажений, что подтверждает полную сохранность первоначального текста.
Эти результаты не есть продукт субъективности человеческого разума, подверженного прихотям и желаниям выдать желаемое за действительное, но результат машинного математического вычисления, в котором отсутствуют желания, субъективность и погрешности. А значит, мы имеем вполне точные и надежные данные. Более того, данное исследование позволяет выйти за рамки древних рукописей Корана и текстов хадисов и увидеть текст Корана вне каких бы то ни было границ древних артефактов и их ограниченной интепретации.
Эта технология, бесспорно, новый шаг в науке исследования Корана. Благодаря этой технологии, минуя манускрипты и археологию, можно окунуться в сам текст Корана, который метафизически существовал во время Пророка Мухаммада ﷺ.
* Стилометрия — исследование стилистики, обычно включающее статистический анализ и относящееся к письменному тексту. Обычно стилометрия используется для атрибуции или датировки текста и применяется как в филологии, так и в юридической экспертизе.
Максат Овезов
Заместитель муфтия Беларуси,
Докторант Болгарской исламской академии