Лицемерие – страшная болезнь сердца
Самой страшной болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак. Об этом негативном качестве мы можем встретить множество аятов в Священном Коране. Всевышний Аллах очень точно описывает лицемеров-мунафиков, дает им характеристику. Например, в суре «аль-Анфаль» (Трофеи) говорится об их убеждении. Они считают верующих в Аллаха наивными людьми, поверившими в небылицы, полагая, что религия – это обман: «Вот лицемеры и те, чьи сердца были поражены недугом, сказали: «Эти люди обмануты своей религией» (Священный Коран, 8:49). А также: «Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением» (Священный Коран, 33:12).
В суре «Ат-Тауба» (Покояние), подчеркивается их тревога, что вот-вот их преступный замысел раскроется и станет достоянием общественности: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь» (Священный Коран, 9:64). Всевышний же Аллах гарантирует, что обязательно наступит такой момент, когда все скрываемое ими обнародуется. Дальше в этой же суре Всевышний указывает на такие свойства лицемеров, как стремление к запрещенному, скупость, нерадивость в поминании Аллаха, а затем предупреждает о неминуемости сурового наказания: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами! Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Геенны, в котором они пребудут вечно. Довольно с них этого! Аллах проклял их, и им уготованы вечные мучения» (Священный Коран, 9:67, 68).
Лицемеры были всегда среди всех людей и всегда будут. Есть они и в наши дни, и среди нас. Об этом мы узнаем из следующего аята суры «Тауба»: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды (в этом мире, и в мире могилы). А затем они будут возвращены в великие мучения (в ахирате)» (Священный Коран, 9:101).
В этом мире мунафики были среди верующих, но в Судный День они будут отделены друг от друга. Они попытаются опять оказаться среди верующих, но ведь верующих ждет обитель милости – рай, а лицемеров и неверующих – наказание адом: «В тот день мунафики, мужчины и женщины, скажут уверовавшим: "Погодите, мы у вас позаимствуем немного света". Им ответят: "Ступайте, откуда пришли, и [там] берите огонь". Между ними будет возведена стена с вратами, внутри которой - милосердие, а снаружи ее – наказание» (Священный Коран, 57:13).
В Коране есть целая сура, которая так и называется – «Аль-Мунафикун» (Лицемеры).
«Когда мунафики приходят к тебе, они говорят: "Свидетельствуем, что ты истинно - посланник Аллаха". Аллах знает, что ты - Его посланник, и Аллах свидетельствует, что мунафики - лжецы. Прикрываясь своими клятвами, словно щитом, они сошли с пути Аллаха. Воистину, мерзки их деяния! Это потому, что они [сначала] уверовали, а потом отреклись от веры. На их сердца наложена печать [невежества], но они не разумеют. Когда ты на них смотришь, то их внешний вид привлекает тебя. Если они говорят, то ты [охотно] внимаешь их речам. [Но на деле] они подобны бревнам, подпирающим ограду. Всякий громкий глас они считают угрозой [себе]. Они - враги [твои], остерегайся их: да поразит их Аллах! Как же они заблуждаются! Когда же им говорят: "Приходите, чтобы посланник Аллаха попросил прощения для вас", - они крутят головой, и ты видишь, что они отворачиваются в гордыне. Им все равно, будешь ли ты просить прощения для них или не будешь: Аллах не простит их, ибо Аллах не ведет прямым путем грешных людей. Они - те самые, которые призывают: "Не жертвуйте на тех, кто с Посланником Аллаха, пока они не порвут [с ним]". Но Аллаху принадлежат все сокровища небес и земли, только мунафики не ведают [об этом]. Они говорят: "Если мы вернемся в Медину, то непременно тот, кто силен, изгонит оттуда того, кто слаб". Но величие - у Аллаха, Его Посланника и верующих, только мунафики не знают этого» (Священный Коран, 63:1-7).
Всевышний в этой суре называет мунафиков лжецами, показывает их порочную сущность, что они прикрываются религией для реализации своих сугубо личных интересов. И за их скверные деяния, сердца их были запечатаны. Говорится, что внешне они ничем не отличаются от верующих. Их внешний вид и речи могут даже быть более привлекательными, чем внешний вид и речи верующих. Но их нутро – прогнившее. Они уподоблены бесполезным бревнам, которые будут использованы для растопки огня. Нет у них понимания и разумения. Любое событие, которое происходит вокруг них, они воспринимают как личную угрозу. Они не на истине, поэтому чрезвычайно пугливые. Они не стремятся к прощению Аллаха, к поклонению относятся с пренебрежением. Они не расходуют на пути Аллаха, скупятся на самую мелочь, и наоборот, свои силы тратят на борьбу с религией Аллаха, осознают они это или нет. Но наиболее укоренившиеся в неверии среди них доходят до того, что обещают изгнать верующих, прогнать их с мест проживания или поклонения.
Посланник Аллаха (ﷺ) указал нам на три качества лицемеров следующим хадисом, передаваемым Абу Хурейрой:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : " آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ ، إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ "
«У лицемеров три признака: когда они говорят, то лгут; когда обещают, нарушают обещания; а когда предоставляют гарантии чего-либо, предают» (Сахих аль-Бухари, 33)
Ученые Ислама говорят, что если эти три качества объединятся у одного человека, то он является чистым мунафиком. А если есть хоть одно качество, то этому человеку необходимо срочно покаяться и стараться исправиться. Как мы видели, в Коране Аллах называет лицемерие болезнью. Так вот, нельзя допускать, чтобы эта болезнь стала хронической, нельзя ее запускать.
Ученые выделяют две группы лицемеров:
- Мунафики в итикаде (вере)
- Мунафики в деяниях
Про первую группу мунафиков, в Коране говорится:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا ﴿١٤٥﴾
«Воистину, мунафики [окажутся] в самой глубокой расщелине адского огня. И не найти им заступника» (Священный Коран, 4:145)
Но и вторая группа – это группа риска. Человек сам того не замечая может перейти из второй категории лицемеров, мунафиков деяний, в первую – в мунафиков акыды, т.е. неверующих, и даже хуже чем неверующих.
Как же не стать лицемером, должны ли мы этого остерегаться? Из истории Ислама известно, что все праведники боялись этого вплоть до самой смерти.
Например, сподвижники Пророка (ﷺ) всегда боялись, что они могут оказаться среди лицемеров. Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф, заслуживший за свою справедливость звания Аль-Фарук – разделяющий между добром и злом, еще при жизни обрадованный раем. Про которого Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: у меня есть два визиря на небесах, и два на земле, на небесах – Джибриль и Микаиль (мир им), а на земле – Абу Бакр и Умар. Так вот, Умар ибн аль-Хаттаб больше других людей боялся оказаться в числе лицемеров. У Посланника Аллаха (ﷺ) был доверенный человек Хузайфа ибн аль-Йаман, у которого был список лицемеров Медины, о котором он не сообщал никому. Умар неоднократно допытывался у него, не является ли он лицемером. И каждый раз, когда проходила джаназа того или иного мусульманина, Умар следил за Хузайфой. Если Хузайфа приходил на похороны, то и Умар приходил. Если же Хузайфа избегал, то и Умар избегал, понимая, что это мунафик и по нему джаназа не читается.
Верующий му’мин до конца своей жизни должен опасаться впасть в куфр. Достаточно того, что в одном из Кудси хадисов Всевышний Аллах сказал: «Я не объединю два страха и две безопасности». Т.е., если человек боялся Аллаха в этом мире, то в ахирате он будет в безопасности. Если же наоборот, не боялся Аллаха, не заботился о своей участи в ахирате, то в Судный День этот человек будет испытывать ужасный страх, но толку от этого не будет.