Реклама
Общество

Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам: «Ислам в сущности и есть вера всех физиков»

4953
1
Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам: «Ислам в сущности и есть вера всех физиков»

Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам: «Ислам в сущности и есть вера всех физиков»


 

Профессор Абдус Салам, безусловно, был одним из величайших физиков истекшего века, и одновременно выдающимся организатором науки. Созданный им в 1964 году Международный Центр теоретической физики за сорок лет своей деятельности подготовил около ста тысяч молодых ученых из ста стран развивающегося мира! Другого подобного научного Центра в мире нет. Islam-Today.ru впервые опубликовывает материал об этом широко неизвестном в мусульманском мире ученом.

Лауреат нобелевской премии мусульманин Абдус Салам

Выдающийся ученый в течение всей жизни проявлял неизменную активность одновременно в трех направлениях: на передовых рубежах теоретической физики, в сфере международного научного сотрудничества и в подготовке научных кадров для развивающихся стран и что существенно важно — во всех этих направлениях он добился максимально возможных успехов и всемирного признания. Небезынтересно также отметить, что он по существу был единственным представителем мусульманского мира, достигшим в истекшем столетии столь высоких вершин в научном мире. Он заслуженно стал гордостью мусульманской уммы и всего развивающегося мира.

Но как ни печально признать, его научные достижения и организаторский талант были восприняты в мусульманском мире неоднозначно. В одних странах его заслуженно возвеличивали, оказывали почести, награждали наивысшими наградами (Марокко, Бангладеш, Турция, Кувейт, ОАЭ, Ирак), в других странах к нему относились почти равнодушно (Малайзия, Египет, Индонезия).

Духовное величие

 

Будучи ученым с разносторонними научными интересами,  обладая энциклопедическими знаниями,  профессор Абдус Салам проявлял постоянный интерес к истории и современным проблемам науки в мусульманском мире. Он - один из немногих ученых истекшего столетия, которому на основе последовательного изучения первоисточников удалось проследить почти всю историю раз вития естественной науки в мусульманском мире с момента ее зарождения в VII веке до конца XX века. Следовательно, в какой-то мере — основные этапы эволюции научно технической, общественной и философской мысли, в целом развития мусульманской цивилизации.

Свидетельство тому — блестящие научные статьи и размышления ученого о прошлом и будущем мусульманского мира.  Большинство из них включено в сборник его трудов под названием «Ideals and Realities» («Идеалы и Реальности»), выдержавший несколько изданий при жизни автора и опубликованный как на западных (английском, французском, итальянском и румынском), так и на восточных языках (китайском, арабском, персидском, а также на бенгали, пенджаби и урду — на языках, которыми  автор свободно владел).  Большой интерес представляет также монография профессора Абдус Салама «Renaissance of Sciencein Islamic Countries» («Возрождение науки в исламских странах»), изданная в Сингапуре в 1994 году.

Во многих статьях, посвященных жизни и творчеству профессора Абдус Салама, делается акцент на то, что он был первым и единственным в XX веке представителем мусульманского мира, удостоенным Нобелевской премии за высокие научные достижения. Это, конечно, так, но мне кажется, что к оценке общественной значимости этой неординарной личности следует подойти с более широких позиций.

Он, пожалуй, острее, чем кто-либо из его современников-ученых понимал настоятельную необходимость научного прогресса в развивающемся мире, т.е. на огромных просторах Южного полушария и Востока нашей планеты. Только плодотворное научное сотрудничество по линии Север Юг, подобно многовековому сотрудничеству Восток-Запад может спасти современную цивилизацию от неминуемой конфронтации.

В последней четверти XX века в международный политический лексикон вошел новый термин «Север-Юг», который зачастую употребляется в сочетании с прилагательными экономического характера — богатый Север и бедный Юг. Что обычно вкладывается в содержание термина «Север-Юг»? Север — это около сорока развитых стран Северного полушария. Юг — свыше ста развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 

Выдающийся мусульманский ученый-физик 20 века

Неутомимая деятельность профессора Абдус Салама именно в этом направлении,  на мой взгляд,   привлекла наибольшее внимание мировой общественности, прежде всего в странах «третьего мира».  Поэтому неудивительно, что в течение последних двадцати лет особой популярностью  в этих странах  пользуется его книга,   посвященная  актуальным  проблемам  развития науки и технологий, научного образования в развивающихся странах  Южного  полушария.  Это всеобъемлющая монография, известная в народе как «Красная книга», выдержала при жизни автора 13 изданий на основных западных (английский,  французский,  испанский, итальянский) и восточных языках (китайский, арабский и фарси).

Выдающийся ученый, соединивший в своих научных и общественных деяниях лучшие традиции мировой цивилизации, надо полагать, всегда исходил из того непреложного факта, что без признания вклада Востока нельзя строить историю мировой науки и культуры, вообще историю человечества. А в современном мире без освоения опыта Запада в развитии науки и технологий страны Востока, Южного полушария не смогут добиться существенного прогресса.

Профессор Абдус Салам был инициатором многих международных научных проектов и конференций по самым актуальным направлениям современной науки. В начале 1980-х годов он, например, выступил с инициативой создания Исламского научного Фонда с финансовым капиталом порядка 1 млрд. долларов при активном участии нефтедобывающих арабских стран. С этой целью он совершил поездки по ряду мусульманских стран. Разработанный им проект получил поддержку у руководства Ирана, Кувейта и ряда других мусульман ских стран. Идея была поддержана тогдашним исполнительным директором Всемирного Банка М.М.Ахмадом, который с этой целью предпринял ряд поездок по этому региону. Но после выхода из состава учредителей Фонда Саудовской Аравии дальнейшая разработка проекта была приостановлена.

Профессор Абдус Салам был глубоко верующим в Бога человеком, регулярно практикующим ежедневный пятиразовый намаз, где бы он ни находился и в какой бы среде он ни оказался. В нем органически сочетались острый научный ум и одухотворенное духовное богатство. В своих публичных выступлениях и статьях он неоднократно отмечал, что в Священном Коране имеется 750 аятов, призывающих человека к изучению природы и обладанию средствами по контролю над ней в соответствии с повелениями Всевышнего Аллаха. «Я посвятил всю свою жизнь, - подчеркивал профессор Абдус Салам, - выполнению именно этих предначертаний Священного Корана».

 

В 1979 году в знаменитом Нобелевском зале впервые за всю его историю из уст профессора Абдус Салама прозвучали несколько аятов из Священного Корана. А чуть позже в своей Нобелевской лекции профессор Абдус Салам, приведя другую цитату из Священного Корана, прямо заявил: «Ислам в сущности и есть вера всех физиков — вера, которая вдохновляет и поддерживает нас: чем глубже мы ищем, тем более возбуждается наше удивление, тем больше загадочного открывается перед нашиим взором».

 

Автор многих научных монографий и признанных во всем мире фундаментальных концепций почти во всех своих крупных работах, посвященных сложнейшим проблемам ядерной физики, открыто признавался, каким образом учение Священного Корана подсказало ему ту или иную конкретную идею, изложение которой содержалось в его научных трудах. В Индии и его ближайшем окружении его часто называли «Нобелевским лауреатом с бездонной верой в Бога».

из книги Юлдуса Халиуллина

Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам

Реклама
Социальные комментарии Cackle
Home