• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В Казани показали современное искусство Дагестана (фото)

Время чтения: 9 мин
3760

Татарстан и Дагестан… Что может связывать эти две республики между собой? Исконно исповедуемый на этой территории ислам? Может быть, нравственное воспитание, уважение к старшим членам семьи? А что, если связующим звеном является любовь к искусству и желание сохранить свою национальную идентичность?

Можно долго и много гадать, что общего между двумя, на первый взгляд, очень разными регионами, расположенными в разных концах одной страны. Но есть один очень ёмкий и единственно правильный без сомнения ответ: Татарстан и Дагестан объединяет искусство, в том числе и его современные проявления.

Ведь что такое искусство? Это универсальный язык, который не требует посредника в лице переводчика, который понятен каждому, вне зависимости от его национальной или религиозной принадлежности, мировоззрения или жизненных приоритетов. И мы приглашаем вас, наши дорогие читатели, окунуться в современное искусство горного Дагестана, совершить виртуальную прогулку по самобытным сёлам и на минутку представить, что мы находимся в суровых горах, которые никогда не прощают ошибки, но и служат защитой для своего народа.

Возможность познакомиться с одной из самых ярких и разносторонних республик Северного Кавказа появилась у жителей Казани – в Галерее современного искусства открылась выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана», которая позволяет каждому её посетителю увидеть воочию, каким может быть современное искусство в мусульманской республике, так тщательно оберегающей свой народ от вторжения из вне.

Художники, чьи работы представлены на экспозиции, работают не только в Махачкале, но и в Москве, в Лондоне. Их творчество представляет собой яркий образец альтернативы официальному искусству. И эти работы существует в атмосфере свободной состязательности художественных идей, живом разнообразии стилевых манер.

В той или иной степени, творчество каждого мастера интонационно связано с Дагестаном. Это может быть обращение к истории, к традициям народов Дагестана, к декоративно-прикладному творчеству (к примеру, мотивы каменной и деревянной резьбы, вышивок, керамики), ландшафту, характерам, особой философии, которая отличает жителей Дагестана от других народов, населяющих нашу обширную планету. Не столь важно, работает ли художник на родине или оказался в другой стране — в его творчестве сохраняется дагестанский «почерк», в каждом мазке сквозит не просто любовь к родной земле, но особый трепет, возникающий в душе творца.

В работах мастеров существует равновесие между этническим своеобразием и внутренней свободой, между складывающимися веками эстетическими нормами и новыми запросами, которые сформировались под воздействием мировой культуры ХХ века.

Как отметил в ходе открытия выставки руководитель Фонда Марджани Рустам Сулейманов, Дагестан оставил определённый, неизгладимый след в душе татарстанского народа.

- Думаю, каждому местному жителю известен дом имама Шамиля, в котором сейчас расположился музей Тукая. Ранее это здание принадлежало татарскому купцу, который выдал свою дочь за третьего сына имама Шамиля. У них родилась дочь, которая потом вышла замуж за революционера Махача Дахадаева, в честь которого и была названа Махачкала. Это говорит нам о наличии глубоких и многовековых связей между двумя братскими республиками. Что касается непосредственно Дагестана, то он известен своей глубокой духовностью: на востоке не переставали развиваться целые города учёных, будущих богословов всероссийского и даже мирового уровня. Дагестанские богословы, суфии имели очень крепкие связи с татарскими, башкирскими коллегами. Не секрет, что среди татар были наставники, которые обучали дагестанских будущих светил, и наоборот.

Ещё одна тонкая, но прочная нить, связывающая Дагестан и Татарстан – это фигура Льва Толстого. Многие из нас знакомились с Кавказом именно по его произведениям – «Кавказский пленник» и «Хаджимурат» покорил не одно сердце. А ведь Толстой был студентом Казанского университета восточного факультета, причём прекрасно владеющий татарским и другими тюркскими языками.

- Дагестан – это страна гор, которые являются главной доминантой, несмотря на наличие здесь моря и степных просторов. Именно горы задают основной тон. Это сильно сказывается и на народе: главные наставники по жизни у дагестанцев – это родители, учителя и окружающая среда (те самые горы, которые равнодушны к мелким поступкам и никогда не прощают слабости). Дагестан – это страна людей: здесь проживает более 40 коренных народностей, представляющих собой союз совершенно разных людей по языку, по жизненному укладу, по орнаменту, по национальному костюму, но которые научились жить вместе и дружно. Есть и много общего между ними.

А вы знали, что в Дагестане в горных селениях до недавнего времени существовал обычай: при постройке нового дома семья переносила из старых стен родовые столбы, которые держат на себе крышу дома. Эти столбы украшены прихотливой резьбой, солярными символами, древними знаками. Кроме утилитарного назначения они несут в себе и глубинные сакральные функции: оберегают семью от несчастий. К тому же родовые столбы олицетворяют генетическую память и связь времён.

- Хочется отдельно обратиться к нашим художникам и поблагодарить за те работы, которые мы имеем с вами счастье видеться сегодня в Казани. Те экспонаты, которые были отобраны для выставки, выражают в себе вопросы, которые волнуют авторов картин. Это и вопросы бытования, печаль от того, что сёла опустели, орнаменты постоянно забываются, а природные материалы заменяются чем-то инородным. Это и обращение к вопросам морали, сохранения духовности и нравственности, традиций ислама, тарриката и суфиев. Каждая картина говорит нам о том, что Дагестан – это не только страна гор и Каспия, это край контрастов, где каждый человек осознаёт ответственность перед семьёй, перед народом, перед родной землёй.

А теперь, собственно говоря, давайте немного познакомимся с художниками, сотворившими для нас с вами такую красоту.

Эдуард Путерброт (родился в 1940 году в Махачкале) – философ, искусствовед, живописец, график, сценограф. Вне сюжета художник создает свои многослойные картины мира. В его работах присутствует и театральное начало. Путерброт работал главным художником Кумыкского музыкально-драматического театра, а затем Русского драматического театра в Махачкале. Путерброт объединил вокруг себя группу художников – Магомеда Кажлаева, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова. Они и по сей день сохраняют друг с другом особую внутреннюю связь. 

Каждый из этих мастеров обладает собственным уникальным стилем, но при этом между художниками чувствуется духовная общность, будто они владеют только им ведомым тайным языком, в котором важную роль играет внимание к символам и знакам, сдержанность и лаконичность образов. Общее в них и любовь к фактурной живописи, часто переходящей в рельеф.

Театральное искусство занимает значительное место в творчестве Ибрагимхалила Супьянова. Ибрагимхалил родился в селении Верхний Каранай Буйнакского района Дагестана. С 1975 года он работает художником-постановщиком в дагестанских театрах. В его работах живет высокогорный дух, благородная культура аварского народа.

Апанди Магомедов родился в Махачкале. Он проявляет себя в разных сферах творчества: пишет картины, расписывает ткани, делает коллажи, рельефы, мастерски обыгрывая всевозможные материалы: дерево, кожу, металл, веревки, проволоку, нити. Кизяку – распространенному материалу в селениях дагестанцев, Апанди посвятил целый проект. Из, казалось бы, совершенно неподходящих материалов он создает фактурные сложной структуры композиции. Учеба в текстильном институте в Москве и в дальнейшем работа с тканями также нашли претворение в рельефных композициях художника – его работы часто состоят из множества повторяющихся элементов, напоминающих строение ткани.

Уроженец лакского селения Кази-Кумух Магомед Кажлаев начиная с 1970-х живет в Москве. Принимал участие в «квартирных» выставках неофициального искусства. Работы Магомеда – это, по его же определению, «преодоление пространства». Орнаментальные композиции Кажлаева не являются узорами, они не продумываются и не придумываются, тем более не воспроизводят какие-либо традиционные декоративные мотивы и схемы.

Аладдин Гарунов родился в дагестанском селении Укуз. Закончил отделение художественной обработки металла Московского высшего художественного-промышленного училища (бывшее Строгановское). Живет и работает в Москве. Аладдин использует в своих работах смелые сочетания материалов и фактур. Экспериментируя, вступая в диалог с пространством, классические холст-акрил он дополняет резиной, фрагментами ковров, достигая неожиданных и сильных визуальных эффектов.

Таус Махачева, родилась в Москве, имеет диплом бакалавра Голдсмитс колледжа (Лондон, 2007) и магистерскую степень Королевского колледжа искусств (Лондон, 2013), окончила Институт проблем современного искусства (Москва, 2009). Таус – человек мира, яркий представитель не только дагестанского, но и мирового современного искусства, победительница множества международных конкурсов, чьи работы приобретаются крупнейшими музеями. Творчество Таус основано на «дагестанском материале» во всем его разнообразии – это история, культура, современный социум.

Наталия Мали родилась в Махачкале, живет и работает в Лондоне. Окончила факультет кино и современной фотографии Йельского университета, США. Выставляясь с 2000 года, Наталия приобрела известность в таких направлениях, как постановочная фотография, видеоарт, инсталляция, коллаж и перформанс.

Мурад Халилов – художник, автор видео работ, короткометражных фильмов в стиле артхаус. Это размышления об окружающей художника действительности, современных реалиях и отголосках прошлого. Мурад родился в селении Кубачи. После окончания художественно-графического факультета Дагестанского педагогического училища учился в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров при ВГИКе.

Каждый из авторов – это шанс, который он дарит наблюдателем своего творчества, шанс окунуться в аутентичную атмосферу, перенестись за сотни тысяч километров и в одно мгновение всего лишь по щелчку пальцев увидеть внезапно выросшие вокруг тебя горы; вдохнуть свежий морской воздух; услышать шелест одежды на девушке, аккуратно спускающейся к ручью с кувшином в окружении подруг, чтобы набрать домой чистой воды; отвлечься на звон кинжала, висящего на боку юного джигита, торопящегося после долгого отсутствия домой; услышать пронзительный азан и попасть в поток людей, следующих призыву муэдзина и торопящихся попасть в гостеприимно распахнутые двери мечети; это доброта и открытость местного населения, настолько любящих гостей, что готовых никогда не отпускать путника из своего дома и назвать его членом семьи…

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle