Классическое изобразительное искусство в арабо-мусульманском мире
К началу IX века в Исламе утвердилось представление о греховности изображения живых существ и Бога. В хадисах звучит угроза художнику в загробной жизни за то, что он подражает Богу – право творить признается только за Всевышним, только он один может одушевить форму. Одновременно было распространено другое утверждение, по которому запрет касался не изображений как таковых, а использования их в качестве объектов поклонения и размещения в священных местах.
В различных частях исламского мира, особенно на периферии мусульманской цивилизации (в Кордовском халифате, империи Великих Моголов, в Османской Турции, в Средней Азии) данный запрет имел силу далеко не всегда. К тому же, шиитамизапрет Сунны на изображения никогда не соблюдался: в Иране иллюстрации людей и животных постоянно присутствуют в книжной миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве.
Четыре верных последователя Кай-Хосрова , Шах-наме («Книга царей» Фирдоуси). Шираз, 1330.
В условиях ограничения возможностей в изобразительном искусстве основами художественного творчества мусульман стали каллиграфия и орнамент — декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира.Священные строки Корана, начертанныена входах и стенах зданий, написанные на страницах рукописей, включенные в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенные в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождали мусульманина всю жизнь. Это строки вмещали в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение.
В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства — арабеску – сложныйорнамент, состоящийиз геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров арабески может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора.Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».
Постепенно происходило сближение ритмической структуры каллиграфии и орнамента; вечные «божественные слова» помещались на фоне цветущих побегов, символизирующих вечную жизнь. Красоте письма уделялось особое внимание, были выработаны «шесть стилей» классического арабского письма: насх («переписка» - горизонтальный, строгий почерк), мухаккак («правильный» - выразительные четкие буквы), райхани («базиликовый» - изысканность почерка сравнивали с ароматом цветущего базилика), сульс (криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3), тауки («указ» - убористый почерк), рика (скорописный почерк).
Стиль мухаккак. Илханид Ахмад ибн аль- Сухраварди аль-Бакри. Багдад, 1308.
В Иране, Азербайджане и Турции в XV—XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, образец одного или нескольких почерков.
Декоративные художественно-изобразительные мотивы широко использовались как в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), так и для украшения произведений прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах, оружии и утвари.
Необычным красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии; расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая керамика XIV-XV вв.
Стеклобогато расписывалось эмалевыми красками и золотом. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором египетские изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород дерева.
Стеклянная лампа из мечети, XIV в.
Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари).
На высшей степени совершенства находилось искусство выделки оружия– в Дамаске изготовлялись знаменитые дамасские и толедские клинки, по стали которых наносились узоры.
Наиболее полно эстетические пристрастия мусульман различных территорий демонстрируют ковровые изделия. Во всем мире признан приоритет персидского ковра.
Ковры. Иран, XVII в.
Мировой известностью пользовались арабские узорные шёлковые ткани — сирийские, египетские, мавританские. В орнаментике тканей проявляются традиции восточного, сасанидского искусства и традиции, шедшие с территорий, некогда входивших в состав Византийской империи.
Студенты и профессор. Миниатюры из медицинского манускрипта. Сирия, 1229 г.
Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии, где запрет на изображение живых существ никогда не был категоричным. Арабские миниатюры менее известны, тем не менее, арабские иллюстраторы иногда обращались к сюжетам из жизни пророка и персонажей раннего ислама. В Египте миниатюра стилистически связана с коптским искусством. В живописи сирийских миниатюр заметно византийское влияние. Большой высоты искусство книжной миниатюры достигло в Ираке в XII-XIIIвв. (листы из «Фармакологии» Диоскорида, иллюстрации к «Макамам» Харири и т.д.)
Лейсан Тимергалиева