Яссин Эль-Идриси: "Я увидел душу города на кинофестивале"
В рамках КМФМК X был показан «Иранский фильм» молодого режиссера из Марокко Яссина Эль-Идриси. О том, почему режиссер решил снять «иранский» фильм в Марокко, о сложностях, с которыми сталкиваются начинающие марокканские режиссеры, и о многом другом корреспондент Islam-today побеседовал с автором кинокартины.
- Г-н Яссин, почему Вы решили снять «Иранский фильм» в Марокко?
- Мне нравится иранское кино. Изначально я хотел снять фильм в Иране, но не смог попасть туда, поэтому картину пришлось снимать в Марокко.
На мой взгляд, иранское кино ближе всего к обществу, а марокканское или кино любой другой арабской страны создается в подражание западному кинематографу. В арабских странах чаще всего фильмы снимаются для массового кинопроката, получения прибыли и не вызывают у зрителя глубоких чувств, не дают пищу для размышлений.
В Иране хорошо развито независимое кино, пользующееся значительной поддержкой правительства. Иранские фильмы занимают третье место в мире по количеству наград, получаемых на международных кинофестивалях, на которых, кстати, очень мало фильмов из арабских стран.
- В «Иранском фильме» мы узнаем о сложностях, с которыми сталкиваются начинающие режиссеры в Марокко, чем обусловлены эти трудности?
- Многие молодые режиссеры в Марокко надолго останавливаются на начальном этапе: пишут сценарий и не могут снять фильм, для которого необходимо получить разрешение. А чтобы получить разрешение, нужно работать на кинокомпанию. Большинство кинокомпаний, в свою очередь, нацелены на производство «легких» фильмов для массового кинопроката. А независимое кино, нацеленное на поднятие и обсуждение глубинных проблем общества, не имеет поддержки государства, тем более, местных кинокомпаний. Само общество боится увидеть в лицо свои проблемы.
- Такая ситуация наблюдается только в Марокко, или во всех арабских странах?
- Я думаю, эта ситуация распространена во всех арабских станах. Более того, Марокко является одной из наиболее благоприятных мест для съемок кино среди арабских стран благодаря прогрессивным политическим сдвигам, происходящим в государстве. Планируется, что в Марокко будут сниматься 22 полнометражных фильма при поддержке правительства.
С другой стороны, съемки независимого кино в арабских странах осложняются политическими кризисами, в которых уверенно завязли Египет, Сирия, Ирак, Ливан и т.д.
- Что Вы хотели сказать зрителям кинокартиной «Иранский фильм»?
- Я бы хотел позволить зрителям выбрать свой путь понимания фильма. В картине я показалсвою историю о том, как пытался снять «Иранский фильм» и с какими сложностями столкнулся на этом пути. Это не фильм о фильме, это картина о пути к фильму. Я считаю, что дорога к чему-либо важнее, чем достигнутый результат.
- Какие еще фильмы Вы снимали?
- В рамках КМФМК X был представлен мой второй короткометражный фильм «Санки». Кроме этого, мной были сняты еще два документальных фильма – о сирийской гражданской войне и революции в Египте.
- Г-н Яссин Вам понравился КМФМК X? Если да, то чем?
- Фестиваль прошел отлично. Я увидел душу города на кинофестивале, благодаря тому, что на показах фильмов было очень много зрителей. Казанцы открыты различным культурам, так как на фестивале были не только фильмы режиссеров из мусульманских стран, но христианских. Очень понравилось то, что на X фестивале были созданы возможности для общения со зрителями, знакомств, бесед и обсуждений.
Лейсан Тимергалиева