Кто такие ваххабиты, и почему они себя так не называют
Термин «салафиты-джихадисты» (араб. саляфиййа-джихадиййа) состоит из двух составляющих понятий: салафизм иджихадизм. Существует много определений понятия «салафизм» (араб. ас-салафиййа) в работах современных исследователей.
В краткой оксфордской энциклопедии ислама Гордона Ньюби утверждается, что «ас-Саляфиййа – термин, относящийся к мусульманским религиозным деятелям, которые в разные периоды истории ислама призывали соблюдать образ жизни ранних поколений мусульман, «праведных предков».
В первую очередь к праведным предкам относили представителей трех первых поколений мусульман…, чья роль в формировании ислама сделала их образцом для всех последующих поколений.
В этом смысле термин саляфиййа использовался Джамал ад-дином аль-Афгани и Мухаммадом Абдо в их реформаторском движении, которое стремилось примирить социальные условия начала XX века и строгие требования исламских фундаменталистов.
В настоящее время термин применяется и в смысле «обновление», «реформы» и при этом подразумевает пересмотр фундаментальных устоев ислама, и в прямо противоположном смысле, как синоним понятия усулиййа – фундаментализм».
Читайте также: Три болевые точки уммы, или из-за чего возникает религиозный экстремизм среди мусульман
По мнению отечественного исследователя Наумкина В.В., салафизм должен употребляться как общий термин для обозначения всех фундаменталистских течений в исламе.
Естественно, что в рамках салафизма могут существовать другие, дробные деления, выделяться те или иные оппозиции (джихадистский – неджихадистский, консервативный – обновленческий и т.п.).
Современный египетский автор Мухаммад ‘Имара также справедливо замечает, что существуют разные типы салафизма в исламской мысли и наследии.
Все салафиты обращаются для понимания религии к Корану и сунне, однако некоторые из них останавливаются на буквальном смысле сакральных текстов, другие используют для понимания разум и, в свою очередь, тоже делятся на тех, кто использует истолкование (та’виль) чрезмерно, тех, кто использует его умеренным образом, и тех, кто прибегает к нему минимально.
Поэтому среди салафитов или приверженцев салафитской мысли наблюдаются и сторонники следования авторитетам (таклид), с одной стороны, и сторонники тадждида (обновления), которые обращаются к истокам с целью вдохновения для иджтихада в вопросах современности, точнее с целью реформ внутри ислама, с другой.
К разновидности последователей рационального салафизма (саляфиййа ‘акляниййа) или обновленческого салафизма, т.е.тем, кто используют инструменты умозаключения и анализа,работая над смыслами Корана и сунны, относятся такие известные мыслители, как Мухаммад Абдо (ум. в 1905 г.), Мухаммад Рашид Рида (ум. В 1935 г.).
Другой египетский автор, шейх ‘Али Джум‘а, бывший муфтий Египта, считает, что термин «саляфиййа» был понят неправильно и что им многие злоупотребляли.
В частности, комментируя современное состояние мусульманской уммы, он говорит, что появились мусульмане, которые считают себя единственными наследниками праведных предшественников (саляф) и, соответственно, только себя считают салафитами.
В действительности, оказывается, что их понимание термина ограничивается группой второстепенных неоднозначных вопросов веры и практики ислама, в которых они видят только одно единственно правильное решение.
Таким образом, под салафизмом понимают разные явления в исламской мысли, однако в общем салафитов объединяет призыв к возвращению к Корану и сунне, очищение ислама от неприемлемых нововведений, признание авторитетом средневекового ученого Ибн Таймию.
С этой точки зрения ваххабизм является ответвлением салафизма. Сами ваххабиты, как правило, себя ваххабитами не называют, а используют термин «саляфиййа», реже «муваххидун» (единобожники), иногда просто называют себя ханбалитами, то есть последователями одного из традиционных у суннитов толка исламского права, однако вкладывая в это понятие не только вопросы права.
Как пишет турецкий исследователь Хасан Гюмюшоглу: «Движение салафитов, в особенности вместе с Такыййюддином ибн Таймией (728/1328)…, стало причиной серьезных споров среди мусульман. Взгляды Ибн Таймии после многих веков вновь воспринял и приложил усилия для их распространения Мухаммад ибн Абдульваххаб.
Под влияние этих взглядов попал Ибн Сауд. Убивая невинных мусульман и забирая у них имущество в процессе восстания против Османской империи, салафизм стал ассоциироваться с такими понятиями, как жестокость и фанатизм.
Салафиты сегодня известны среди мусульман как ваххабиты, себя же они больше называют ханбалитами», так как Ибн Таймия и Ибн Абдульваххаб по происхождению принадлежали к религиозно-правовой школе имама Ахмада ибн Ханбаля.
Читайте также: Вырванные из контекста аяты, джихад и религиозный фанатизм
Отечественный исследователь Сергей Бабкин, говоря о направлениях поборников исламизации в Северной Африке, так определяет ваххабитов: «Представители одного из наиболее радикальных интегристских течений. Они взяли свое имя от Мухаммада ибн Абдельваххаба (1703–1791). Выступают за восстановление первозданной чистоты ислама, искаженной, по их взглядам, шиитами и суннитами.
Цель – создание единого исламского государства. Проповедуют наиболее жесткую модель ислама, основанную только на двух источниках – Коране и Сунне, – и не допускают какой-либо произвольной их интерпретации. Их отличительные внешние признаки – ношение бороды, белой джелаббы, совершение молитвы со скрещенными руками [на груди. – Д.Ш.], борьба со всеми другими течениями, действующими в рамках ислама, в частности с таджанистами [представителями тариката. – Д.Ш.], категорический отказ от консультаций с марабутами (мусульманскими отшельниками), действующего обряда похорон и культа святых».
Шагавиев Д.А.
Фото: elements.envato.com.