• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как распознать интернет-вербовщика: 8 самых характерных признаков

Время чтения: 7 мин
5011

Когда человек принимает Ислам – или возвращается к мусульманской религии своих предков – то вместе с радостью от обретения смысла жизни и душевной гармонии, он сталкивается с новыми вызовами и проблемами. И самая важная из возможных опасностей, которые подстерегают новообращенного на этом пути – это опасность стать жертвой интернет-вербовщиков.

Почему именно новообращенные являются самой уязвимой группой?

Психологи утверждают, что жертвами различных деструктивных сект становятся люди, переживающие какой-то жизненный кризис – одиночество, семейную трагедию, люди с неустроенной личной жизнью, лишенные поддержки родных и друзей. Новообращенные мусульмане, к сожалению, соответствуют всем этим критериям: после принятия Ислама у многих из них ухудшаются отношения с родителями и друзьями, они чувствуют себя растерянными и одинокими, многие из них испытываются трудности в учебе и при устройстве на работу.

Естественно, что все эти обстоятельства заставляют человека много времени проводить в социальных сетях, в виртуальном пространстве, где как раз ищут свои жертвы большинство вербовщиков в экстремистские секты. Следует отметить, что проблемой новых мусульман является также нехватка знаний о своей новой религии – чем обычно пользуются непорядочные и хитрые люди, внушая неопытным новичкам искаженные представления об исламе.

Как понять, что человек, с которым вы сейчас общаетесь, вербовщик и пытается втянуть вас в секту?

Так же, как мошенник, который хочет отнять ваши деньги, никогда напрямую не скажет вам о своих целях (что ему нужен ваш кошелек или иные ценные вещи), так и интернет-вербовщик никогда не скажет, что хочет сделать из вас террориста.

Как и все прочие мошенники, он будет прикрываться какими-то красивыми словами, говорить о якобы имеющихся у него благих целях, называть себя вашим другом и проявлять к вам заботу и участие. Но как говорится в известной поговорке: «Не все то золото, что блестит» - далеко не всякий человек, кто красиво говорит о религии, действительно благочестив и набожен.

Вот вы познакомились в социальных сетях с неким мусульманином, который сказал, что хочет вам помочь на пути получения знаний о религии и поддержать вас.

Как понять, что у него недобрые цели?

1. Незнакомый человек подробно выспрашивает вас о вашей личной жизни, о семье и ваших проблемах, но при этом избегает сообщать какую-то конкретную информацию о себе – свою фамилию, где он живет, чем занимается, называет себя не настоящим именем, а какими-то прозвищами (может менять имена, писать с разных страничек в соцсетях).

2. Ваш новый знакомый начинает играть на ваших чувствах – этот прием часто используют вербовщики-мужчины при общении с одинокими женщинами. Сначала он ведет себя преувеличенно дружелюбно, пишет вам по несколько раз в день, заботливо интересуется вашими делами – но как только вы проявляете малейшее несогласие с ним, пытаетесь спорить или возражать, тут же демонстративно прекращает всякое общение, игнорирует вас («раз ты не хочешь меня слушаться, споришь со мной, то я больше знать тебя не хочу»).

А поскольку вы уже привязались к нему, чувствуете зависимость от него – ведь до этого он был таким добрым и заботливым, то ради продолжения общения будете готовы на все, лишь бы он не оставлял вас и не сердился на вас.

3. Вербовщик старается вызвать у вас чувство избранности, принадлежности к особой группе людей, занятых высокой миссией. Для этого он внушает своей жертве негативные чувства по отношению к окружающему ее миру.

К примеру, он будет вам внушать, что нечего и пытаться наладить добрые отношения с родителями и друзьями («это неверные, немусульмане, их нельзя любить, питать к ним добрые чувства, делать им добро, наоборот, нужно как можно меньше с ними общаться, а то и вообще уйти из дома и прервать с ними всякие связи»).

4. Вербовщик заостряет ваше внимание на страданиях и несчастьях мусульман во всем мире – «все это происходит потому, что нет в мире настоящего исламского государства, которое было бы справедливо и правильно устроено». Решение, по мнению вербовщика, чрезвычайно просто – нужно немедленно браться за оружие, вставать на путь вооруженной борьбы по свержению всех несправедливых режимов, тогда в мире якобы и наступит всеобщее счастье.

При этом игнорируется другая сторона медали – что миллионы мусульман по всему миру занимаются созидательным трудом, живут как законопослушные граждане немусульманских государств, которые никак не нарушают их права и уважают их религию.

5. Новому мусульманину прививается негатив по отношению к официальным духовным управлениям и имамам мечетей, которые он посещает («все эти муфтии и имамы – продажные марионетки немусульманской власти», «они помогают угнетению мусульман», «настоящие мусульмане страдают в тюрьмах, а не посещают эти ваши официальные мечети»).

6. Новичку может внушаться культ силы и страха: «ислам – это вовсе не мирная религия, как тебя учат, наоборот, мы должны внушать страх своим врагам, всем немусульманам, это хорошо, если нас боятся», «только с помощью силы можно достигнуть настоящей справедливой жизни».

При этом молодому человеку внушается мысль, что среди вот этих «настоящих мусульман» он может стать сильным мужчиной, которого все будут бояться. А молодой девушке - или женщине с неустроенной личной жизнью, обещают семейное счастье с вышеописанным «сильным мужчиной», которого боятся и уважают.

8. Вербовщик старается сместить в уме новообращенного понятия о добре и зле, исказить привычные понятия о нравственности с помощью искаженного толкования Корана и хадисов. Все, что человек до принятия ислама считал хорошим: доброе отношение ко всем людям, независимо от религии, уважение к родителям, прощение, взаимопомощь, милосердие, это объявляется неправильным.

Ему говорится, что «добрым быть нужно только по отношению к своим братьям по вере», «права «неверных» можно нарушать, быть добрым к ним необязательно, дружить с ними нельзя, жить в мире с ними невозможно», «ты этого не знал, поскольку у тебя мало знаний, так что ты должен слушать то, что тебе говорят знающие люди».

Какой же выход из этой ситуации?

1. Психологи утверждают, что у людей с крепкими социальными связями гораздо меньше шансов попасть в деструктивную секту. Иными словами, меньше подвержены опасности люди, у которых хорошие отношения с родными, у которых есть друзья, которые много общаются с единомышленниками и единоверцами. Не портите отношений с родственниками, не обижайте ваших родных, поступите учиться в медресе, у вас появится большой круг общения, и тогда вам не захочется знакомиться с какими-то неизвестными сомнительными людьми в интернете.

2. Недаром говорится, что знание – это сила. Чем больше у вас будет знаний об Исламе, тем меньше шансов, что вы станете жертвой вербовщиков. Так что после принятия Ислама меньше проводите времени в социальных сетях, а больше учитесь и набирайтесь знаний. Излишне говорить, что знания следует получать в официальных медресе и исламских вузах, и читать проверенную литературу. В противном случае – если вы будете искать знаний в интернете, то вы опять окажетесь в группе риска.

3. Общение следует искать не в виртуальном мире, а в реальной жизни. Друзья также должны быть настоящие, а не виртуальные – которых вы не видите и не знаете, кто скрывается за тем или иным «ником» или страничкой, и какие у него намерения на самом деле.

4. Помните, что принятие Ислама для вас не означает перемену взглядов на общечеловеческие ценности и понятия о морали. Убийство невинных людей в Исламе – это такое же преступление, как и в других религиях; Ислам учит быть справедливым и добрым ко всем людям, независимо от их веры; всякий человек – это творение Всевышнего и имеет право на наше доброе отношение.

Тем более, имеют на это право ваши родители и другие родственники – несмотря на различие в ваших взглядах на религию. Пророк (мир ему) сказал, что настоящий мусульманин – это человек, который не причиняет вреда другим людям ни своим языком, ни своими руками.

5. Также имейте в виду: что изменение мира к лучшему вовсе не достигается войной «всего хорошего против всего плохого» - тем более, насильственным путем. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя – делать добро окружающим, бороться с дурными чувствами и грехами в своей душе, объединяться с другими людьми ради совместной помощи людям.

Вот тогда мир будет действительно меняться к лучшему. А какое справедливое общество смогут построить жестокие, озлобленные люди, ненавидящие весь мир?

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle