Известные блюда, которые европейцы переняли у мусульман
А вы знали, что появлению пирожных Франция обязана мусульманскому миру? А кто подарил Европе такие блюда, как паста и лазанья? Откуда взялось мороженое? Именно сегодня мы и поговорим об этом.
Падение Римской Империи в V веке н. э. стало крахом существовавшей человеческой цивилизации, а новая возникла лишь два века спустя и говорило о том, что ислам вышел далеко за пределы родины последнего из Пророков (мир ему). Всё это привело к обогащению арабской кухни целым рядом фруктов и овощей, ранее неизвестных им.
Пересадка разнообразных культур и плодоносящих деревьев в различные климатические условия стала той задачей, которая послужила мотивом начала исламской сельскохозяйственной революции. Благодаря этой революции стали развиваться и такие отрасли жизнедеятельности человека, как торговля, путешествия, изучение соседних народов и стран, рост контактов между людьми.
Параллельно с этим мусульманские врачи использовали доступность ранее неизвестных трав и специй и выступали в качестве авторитетов, разъясняющих, что можно употреблять в пищу, а чего лучше избегать.
Вот лишь часть из важных работ врачей ислама:
- Тхабит Ибн Курра (836-901): несколько трактатов
- Абу Бакр аль-Рези (865-925): Аль-Хавиф ' Т-тибб (континент)
- Ибн Сина (980-1037): Аль-канун фи ' Т-тибб (медицинский канон)
- Ибн Саид аль-Куртуби (10 век): Китаб Халк Аль-Джанин ва тадбир Аль-хибала (диета для фитуса и беременной матери)
- Абу Марван ибн Зухр (1092-1161): Аль-Тайсир фи ‘л-мудават ва-‘л-тадбир Китаб аль-агдия (книга о питании Аль-Тайсира Ибн Зухра).
Таким образом, в пределах исламских владений кулинарное искусство развивалось не случайным образом. Напротив, это было само по себе искусство, основанное на тщательных медицинских исследованиях и советах диетологов. Ингредиенты отбирались, складывались в блюда и затем распространялись среди широкой публики.
Блюда обладали лечебными свойствами и действовали как профилактическое средство, укрепляя организм и помогая ему противостоять болезням, замедляя процесс старения. По мере того, как количество рецептов росло, их стали собирать в отдельные книги, которые превращались в многочисленные тома.
Между прочим, этот период ознаменуется тем, что впервые в рамках исламской цивилизации некоторые продукты питания, которые раньше были доступны только во дворцах, стали доступными для всего населения. Питание превратилось в терапию, способствующую укреплению здоровья граждан в зависимости от окружающей среды и времени года.
В XIII веке книги мусульманских врачей и сборники рецептов привлекли внимание как правителей, так и религиозных лидеров Запада. Интерес возрос, когда Феррара, Салерно, Монпелье и Париж стали центрами изучения мусульманских медицинских трудов.
В европейских правящих и аристократических кругах стремительно рос спрос на мусульманские продукты питания и пряности. Однако у простых людей, особенно в Северной Европе, возможности были значительно ограничены: их диета основывалась на луке-порее, капусте, яблоках и хлебе, с редким добавлением мяса или рыбы.
С другой стороны, у жителей Южной Европы рацион был более богатым за счёт салатов, фруктов и овощей, но главное – у них была возможность использовать масло для жарки, употреблять десерты и всевозможные сыры.
Аристократическая часть населения Европы остерегалась употребления в пищу овощей и питалась преимущественно мясной пищей. Логично, что зачастую они страдали от подагры. Появление сладостей и варенья создало ещё одну проблему – запор, вызванный пренебрежением рекомендациями мусульманских врачей.
Так, из хроник Папы Римского в Авиньоне в XIV веке мы можем узнать о том, что лодки из Бейрута поставляли варенье, рис и специальную муку для приготовления тортов, а также и сопровождающие такой «праздник» желудка слабительные средства!
Однако был один европейский монарх, который следовал мусульманской диете. Речь идёт о королеве Дании, Швеции и Норвегии Кристине, разлучённой со своим мужем в 1496 году и вынужденной ограничивать себя в средствах. Она постилась больше и чаще, чем предписывала церковь, чтобы сэкономить деньги на покупку определённых продуктов питания.
Наличие переводов арабских трудов по медицине и кулинарии на латинице привело к появлению в Европе множества справочников на простом и доступном языке, предназначенных как для врачей, так и для поваров. Taciunum Sanitatis («Поддержание здоровья») XI-го века был настольной книгой для врачей, а содержание труда было широко растиражировано.
Последовательность блюд во время еды стал таким же, как в мусульманском мире: салат или суп – основное блюдо, а затем десерт. Трапеза завершалась мытьём рук за столом с использованием розовой воды.
Но какие же блюда европейцы через книги и труды переняли у мусульман?
Паста: есть несколько зафиксированных путешественниками свидетельств использования пасты. К примеру, в монастырях на севере Испании это блюдо готовили мусульманские женщины для больших банкетов. Причём всё это было задолго до путешествия Марко Поло.
Обратите внимание на упаковку пачки макарон: вы увидите, что они сделаны из сортов твёрдой пшеницы, а не из риса, как китайская лапша. Этот особый вид твердой пшеницы был завезён мусульманами в Сицилию и Испанию в X веке. Еще более важным является происхождение лазаньи от арабского lisan, означающего «язык».
Мороженое: в Италии «кассата» происходит от кашда («сливки» по-арабски). Сирия поставляла Египту лёд, в то время как Испания использовала Сьерра-Неваду. Некоторые врачи, такие как Аль-Рази и Ибн Сина, были против злоупотребления прохладительными напитками, поскольку, по их словам, это вредно сказывалось на нервной системе человека.
Кондитерская: забавно видеть, что Францию сегодня весь мир считает родиной пирожных, хотя в XIV веке это было чем-то новым и невиданным доселе, что король нанимал специальных людей для охраны кондитерских изделий.
Также на эту тему читайте:
Ильмира Гафиятуллина