• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Иудаизм и Ислам. Еврейский взгляд на Ислам. Еврейская история Ислама (часть 2)

Время чтения: 20 мин
8751

Islam-Today.ru продолжает публиковать цикл статей из книги «Дети Авраама. Введение в Ислам для евреев». Книга была подготовлена Американским Еврейским комитетом (The American jewish committee) для знакомства евреев с Исламом. Редакция сайта считает, что мусульманам будет полезно ознакомиться с мнением евреев об Исламе.

Несмотря на то, что книга написана в целом в нейтральном ключе, а местами даже положительно отзывается о религии мусульман, она все равно содержит большой пласт фактологических и богословских ошибок. Поэтому мы перед чтением данного материала, настоятельно советуем вам прослушать курс лекций с сайта Darulfikr.ru о мусульманском вероубеждении, во избежание неправильного представления об Исламе и мусульманах. Предлагаем вашему вниманию еврейский взгляд на исламскую историю (продолжение)

* * * * * * * * * * * 

1328 Умер Ибн Таймийя. Он был ханбали («фундаменталист»), ученый из Дамаска, и высоко почитается сегодняшними ислами­стами. Считается предшествен­ником Ибн Абду-ль-Ваххаба, жившего в Аравии в восемнадцатом веке, который стал основателем ваххабитского движения, идео­логии, на котором основано государство Саудовская Аравия.

1406 Умер Абдур-р-Рахман Ибн Кальдун. Философ истории, он часто называется отцом науки социологии. Родившись в Тунисе и будучи потомком андалузской семьи, Ибн Кальдун работал ад­министратором и учителем в нескольких государствах Испании и Северной Африки. Его знаменитым трудом является Мухаддима («Пролегемоны»).

1453 При султане Мехмете II турки-османы захватили столицу византийской империи, Константинополь, и переименовали его в Исламополь, что позднее было изменено в Истамбул (Стамбул), В воображении мусульман Константинополь всегда был Рум (Рим), и есть хадис (высказывание Пророка, хотя, как полагают, оно появилось позже), которое сулит награду завоевателю Рума.

1492 Гранада, последнее мусульманское княжество на Иберийском полуострове, было завоевано Фердинандом и Изабеллой, католическими монархами северной Испании. Мусульман, которые хотели остаться, вынуждали переходить в католичество и давали один год на то, чтобы выучить испанский язык, или изгоняли. Всем, кроме самих испанцев, было запрещено мыться под душем или мыть тело целиком, равно как и осуществлять омовение рук или ног по мусульманскому обычаю. Евреи также были вынуждены бежать. Многие из них отправились имеете с мусульманами в Марокко и в другие североафриканские страны, другие в такие далекие места как Балканы, тогда часть Османской импе­рии.

1526 В Индии была основана империя Моголов со столицей в Дели.

1566 Умер Сулейман Великолепный. При нем Османская импе­рия достигла своего зенита.

1605 Умер император моголов Акбар. Его правление ознамено­вало собой высший расцвет империи.

1698 Последние мориски, потомки мусульман, принявших като­личество, были изгнаны из Испании. Они сурово преследовались и всегда подозревались в тайном исповедовании ислама. Среди них были священники и монахи, чьи семьи были католическими в течение поколений, но тем не менее, они рассматривались как граждане второго сорта. Большинство морисков было отправле­но во Францию, а не в Марокко, из опасения, что они присоеди­нятся к враждебным марокканцам. Они селились в Провансе, где также селилось множество и еврейских беженцев из Испании. Голландский философ Спиноза происходит из таких испано-еврейских семейств Прованса.

1744 Фундаменталистское «унитарное» движение возникло в Аравии. Согласно популярной версии, его называют ваххабитс­ким, по имени Мухаммада Ибн Абду-ль-Ваххаба, который заклю­чил союз с племенным вождем Саудом. Его потомки в 1926 году основали государство Саудовская Аравия.

1763 Умер шах Валиулла Делийский. Он был лидером исламско­го возрождения.

1785 Суфийский орден Накшбанди возглавил сопротивление эк­спансии России на юг - в Дагестан и другие мусульманские земли.

1806 Захватив на некоторое время священные места в Аравии и Ираке ваххабиты разрушили могилы святых. С того времени суфии стали рассматривать ваххабитов как своих смертельных врагов.

1857 Крупнейшее национальное индийское восстание, в ходе которого индийцы стремились освободиться от британского вла­дычества. Англичане подавили восстание, после чего Индия по­пала в прямое подчинение британской короне, во главе с вице-королем. Мусульмане, которые правили Индией в течение 600 лет, подверглись преследованиям за их ведущую роль в восста­нии.

1888 Мухаммад Ахмад из Судана, прозванный Махди, умер в своей столице, Омдурмане. Он освободил свою страну от совместного управления британцев и египтян. Установив тиранической ре­жим на базе фундаменталистского ислама, он угро­жал вторжением в Египет и Эфиопию. После Махди страной пра­вил халиф Халифа Абдуллахи, который вскоре потерпел поражение от британцев, оккупировавших весь Судан и сделав­ших его единой страной.

1897 Сайид Джалуддин Афгани умер в Стамбуле. Иранец по про исхождению, он был страстным агитатором, который стремился мобилизовать мусульман во многих странах против колониальных хозяев, особенно против британцев. Хотя им было написано немного, его влияние на интеллектуалов в Афганистане, Индии, Египте, Турции, Иране и даже в Британии и Франции было огромным.

В Базеле, Швейцария, состоялся первый сионистский конгресс, выразивший еврейские надежды на то, чтобы владеть страной, которую они могли бы назвать своей собственной.

1898 Умер Сайид Ахмад Хан. Он был лидером исламской модернизации в Индии и основал Исламский университет Алигарх, где воспитывались представители современного образованного класса индийских мусульман, способствовавших в решающей мере созданию государства Пакистан. Хотя в настоящее время не все либеральные идеи Ахмад Хана по-прежнему столь же популярны, для многих пакистанцев он остается отцом нации, которого любовно именуют «Сэр Сайид». Его комментарии к Библии ( Торе и Новому Завету), написанные на урду, являются уникальным вкладом в межрелигиозное взаимопонимание.

1905 В Египте умер шейх Мухаммад Абдо. Он был реформато­ром, будучи ректором духовного училища Аль-Азхар в Каире, стремился его модернизировать. Абдо был переводчи­ком западных философских работ на арабский язык и в большой мере стимулировал интеллектуальную жизнь, олицетворяя собой мусульманское Просвещение. Он вдохновил два поколения ли­бералов, которые относились к нему как к аль-устад иль-имам (профессору-имаму).

1908 В Индии Ага Хан повел исмаиилитов, свою паству, назад к истокам ислама. В мусульманской общине исмаилиты воспринимались как еретическая секта.

1916 Британия и Франция пришли к договоренности относитель­но определения сферы своих интересов на Ближнем Востоке. Раздел этого региона между двумя колониальными державами известен как Соглашение Сайкс-Пико, (по именам разработав­ших его британского и французского представителей). Позднее многим на Ближнем и Среднем Востоке стало ясно, что их обма­нули, ибо то, что было обещано им, было также обещано и другим.

1920 В северной части Марокканского Рифа, Мухаммад Ибн Абдиль-Карим Аль Хаттаби (обычно называемый Абд эль-Карим) про­возгласил Исламскую Республику Эр Риф и нанес поражение франко-испанской армии в битве при Ануале (июль 1921 года).

1923 Мустафа Кемаль провозгласил Турецкую Республику. Ему был присвоен почетный титул Ататюрк («Отец турок»).

1924 Османский халифат был аннулирован.

1925 Египетский исламский ученый, Шейх Али Абдур-р-Разик, опубликовал свой труд Аль-ислам ва усулу ль-хукм («Ислам и прин­ципы правительства»), в котором он назвал халифат случайным явлением в истории и приветствовал секуляризм. В результате он потерял место преподавателя в Аль-Азхаре.

1926 Конференции в Мекке не удалось восстановить халифат, и это расстроило стремления египетского короля Фуада стать ха­лифом. Вместо этого ваххабиты создали королевство Саудовская Аравия, где вновь уничтожили  могилы мусульманских святых.

1927 Абу-ль-Ала-Маудуди, индийский журналист, опубликовал серию статей, посвященных джихаду, которые затем вышли от­дельным изданием. Благодаря этим публикациям Маудуди стал идеологом исламизма, еще одной идеологической модели тота­литаризма, который в то время был популярным в Европе.

1928 Учитель начальной школы в Египте, Хасан Аль-Банна, ос­новал общество "Братья-мусульмане", первую в мире ис­ламскую партию, организовавшую свои филиалы в Сирии в других соседних странах.

1930 Сэр Мухаммад Икбаль из Кашмира опубликовал лекции, которые он читал главным образом в Британии, под общим на­званием "Реконструкция религиозной мысли в исламе". Эта работа стала одним из самых значительных толкований ислама в двад­цатом столетии.

1936 Генерал Франко, командующий испанскими войсками в Рифе (испанский протекторат в северном Марокко), поднял восстание против мадридского правительства. Его целью было свергнуть лево-ориентированную Республику. В трехлетней гражданской войне Франко победил, главным образом, благодаря своему 20- тысячному отборному марокканскому воинству. Фанатизм, с ко­торым марокканцы сражались на стороне своего колониального хозяина, удивлял наблюдателей во всем мире. А объяснение тому было весьма простым: плохо оплачиваемые мусульманские солдаты верили, что они ведут джихад дидда ль-килаб билла дин («свя­щенную войну против безбожных собак»). Умные колониальные власти взывали к Корану, согласно которому мусульманин был обя­зан сражаться не только за ислам, но также и за иудаизм и за христи­анство, т.е. везде, где существовала угроза со стороны неверных.

1938 Умер Мухаммад Икбаль. Теперь он признан как пакистанский поэт-философ. Икбаль проявил себя в диалоге (триалоге) Восток-Запад, который был начат Хафизом из Шираза, величай­шим персидским поэтом. Находясь под глубоким впечатлением от этого персидского суфийского поэта, Гете в Германии написал свой Западно-восточный диван, признаваемый его величайшим произведением. Икбаль, обладатель степени доктора философс­ких наук, ответил книгой персидских стихов Пайам-е Машрик («Послание Востока»), которые стали продолжением разговора Хафиз - Гете - Икбаль.

1939 С началом Второй мировой войны державы оси (Германия и Италия) представляли себя мусульманскому миру в роли осво­бодителей от колониального ига Англии и Франции. В секрет­ных соглашениях, однако, они делили арабский мир между со­бой. Италия должна была получить всю Северную Африку, за исключением Египта, который должен был стать германской ко­лонией, наряду со всем остальным арабским миром.

1943 В Индии Абу-ль-Алла Маудуди и его последователи орга­низовали Джамат-е ислами (« Исламскую Партию»), которая до сих пор остается ведущей исламистской партией на субконтинен­те.

1945 После окончания Второй мировой войны Голландия безус­пешно пыталась восстановить контроль над своей колонией Ин­донезия, захваченной японцами. В независимой Индонезии му­сульмане составляют почти 90 процентов населения, что является самым большим, проживающим компактно, мусульманским насе­лением в мире.

1947 Индия стала независимой после более чем 100 лет британ­ского правления. Но субконтинент был разделен на Индию, с преобладанием в ней индуистов, и на Исламскую республику Пакистан (тогда она еще включала в себя Бангладеш).

1948 Организация Объединенных Наций разделила Палестину, до тех пор находившуюся под британским правлением, между арабами и евреями. Соседние арабские страны напали на только что провозглашенное государство Израиль, но потерпели пора­жение.

1949 Хасан Аль-Банна, основатель Партии Мусульманского Брат­ства, убит в Каире, предположительно - по приказу короля Фарука или его окружения.

1953 Группа египетских революционеров, называвшая себя «Сво­бодные офицеры», свергла короля Фарука и упразднила монархию.

1954 "Братья-мусульмане", которое стало массовым движе­нием, вошло в столкновение с египетским правительством под руководством Абду-н-Насира (Насера) и потерпело поражение. Десятки тысяч мятежников были заключены в тюрьмы. Тысячи других нашли убежище в различных арабских странах, особенно в странах Залива, где они приобрели влияние и распространяли фундаменталистское толкование ислама.

1956 Египетская военная хунта, возглавляемая Гамаль Абдель Насером, национализировала Суэцкий канал. В ответ Британия и Франция напали на Египет; Израиль тоже принял участие в войне, проникнув вглубь Синайского полуострова. Соединенные Штаты, однако, оказали сильное давление на Британию, Фран­цию и Израиль, потребовав вывода их войск. Египет, в результа­те, добился политического успеха, несмотря на тяжелое военное поражение.

Французские протектораты в Марокко и Тунисе получили независимость.

Судан также стал независимым, но оказался ввергнутым в гражданскую войну между севером (арабским и мусульманским) и югом (преимущественно языческим и христианским).

1962 Алжир стал независимым после войны за освобождение, которая стоила стране более миллиона жизней. На протяжении 130 лет страна находилась в статусе французской заморской тер­ритории.

1963  В Иране Хомейни возглавил движение протеста против земельной реформы и эмансипации женщин. От смертной казни его спасли священнослужители, присвоившие ему статус велико­го аятоллы (что сопоставимо с саном архиепископа). Он провел последующие четырнадцать лег в изгнании в Ираке.

1966 Сайид Кутб, новый идеолог Мусульманского Братства, был казнен в египетской тюрьме.

1967 Шестидневная война, в которой Израиль нанес решитель­ное поражение своим арабским соседям и оккупировал Запад­ный берег реки Иордан, Голанские высоты и Синайский полуост­ров, в высшей степени стимулировала исламистскую пропаганду. Неудача арабов была отнесена за счет того, что они стали пре­небрегать исламом, поддавшись влиянию иностранных идеоло­гий, таких как либерализм, национализм, секуляризм и социа­лизм. Исламисты утверждали, что единственным решением их проблем является возвращение к исламу, который во все боль­шей мере стал превращаться в политическую идеологию.

1968 В своих публикациях на английском и французском языках партии политических экстремистов, объединяемые общим назва­нием «мусульманские фундаменталисты», начали говорить о себе, как об исламистах. При этом они ставили цель: подчеркнуть, что ислам - это не только религия и образ жизни, но и политическая идеология, получившая название исламизм.

1969 Первая независимая исламистская конференция на высшем уровне состоялась в Рабате. Ее целью было выработать единую стратегию по возвращению Иерусалима. Это привело к созда­нию Организации Исламской Конференции (ОИК). Большинство из 40 государств-членов присоединились к ней, в явной надежде получить денежное вознаграждение от Саудовской Аравии; в на­роде ОИК получила прозвище «Али Баба и сорок разбойников».

В Ливии полковник Муаммар Аль-Кадафи сверг короля Идриса Ас-Синуси. Близкий поначалу к исламистам, Кадафи посте­пенно стал смещаться в сторону социалистического лагеря.

В Судане Джафар Нимейри установил военную диктатуру и провозгласил себя фельдмаршалом. Изначально близкий к ком­мунистам, Нимейри постепенно стал смещаться к лагерю ислами­стов, то есть в направлении, противоположном своему бывшему другу Кадафи.

1971 После того как восточный Пакистан стал независимым государством Бангладеш, исламисты учинили широкомасштабную резню, в результате которой погибло около 100 000 человек, ин­дусов и мусульман, сторонников светского государства. Военизи­рованные соединения партии Джамаат-е ислами, такие как Аль-Бадр, терроризировали мирное население. Масуду-р-Рахман (Месвудур Рахман), ведущий исламский ученый, выразил чувства бенгальцев, назвав исламизм идеологией «грабежа, насилия и убийств». Вновь провозглашенное независимое государство от­казало в праве на гражданство исламистским лидерам, таким как профессор Гулам Азам, который бежал за границу. Бангладеш тре­бует, чтобы он был отдан под суд как военный преступник.

Дху-ль-фикар Али (Зульфикар Али) Бхутто, лидер пакистанс­кой Народной партии, взял верх в Исламабаде после победы на выборах на платформе исламской социальной демократии. Его исламистский оппонент получил лишь 6 процентов голосов на выборах, которые всеми были признаны как свободные и спра­ведливые.

1977 Исламские офицеры, возглавляемые генералом Дия-уль- Хакком (Зия уль-Хаком), свергли Бхутто и два года спустя пове­сили его.

Президент Анвар Ас-Садат удивил мировое сообщество, при­быв в Израиль и предложив мир и согласие. Его неожиданная инициатива побудила большинство арабских государств бойко­тировать Египет.

В Каире была опубликована книга Наджиба Аль-Килани Адау ль-исламийя («Враги исламизма»). Он определил аль-исламийя как арабское соответствие термину «исламизм», который впервые появился на английском языке.

1978 Просоветские офицеры убили афганского "правящего пре­зидента" Дауда и назвали свой переворот Апрельской Революци­ей. Народ отверг ряд мер, предпринятых новым режимом, как безбожные, и поднял восстание. Несколько месяцев спустя наци­оналистически настроенные студенты кабульского университета провели свою первую партизанскую атаку на гарнизон Хусейн Кот, начав тем самым афганскую войну за освобождение.

1979 В Иране произошла революция. Шах бежал в изгнание, а к власти в Тегеране пришел Хомейни, получивший титул имама и вали-е фагхих («высшего руководителя»). И том же году исламистский идеолог Маудуди умер в больнице в Соединенных Штатах (столь многократно проклинаемых исламистами), где его сын жил и работал врачом.

1980 В Афганистане произошло всеобщее восстание против со­ветских оккупационных сил под руководством националистских интеллектуалов, возглавляемых Абду-л-Маджидом Калакани, который вскоре был захвачен и казнен в советском посольстве. Пакистан организовал исламистские партизанские силы при сау­довском финансировании, причем оружие поставлялось по кана­лам ЦРУ Перед тем, как выступить против коммунистов, ислами­сты устранили «сопротивление первого часа», которое состояло из афганских националистов.

С помощью КГБ и Туде, иранской коммунистической партии, Хомейни удалось сокрушить сильнейшую политическую силу в стране, Моджахедин-е Халк («Народные борцы»). Десятки тысяч были казнены, большей частью - после жестоких пыток. Лидер оппозиции, Масуд Раджави, бежал в Париж, где он основал Совет национального сопротивления вместе с лидерами примерно двух дюжин организаций, противостоящих клерикальному режиму в Тегеране, который издевательски называется муллакратией (мулла - священник).

1981 Египетский президент Анвар Ас-Садат убит во время воен­ного парада. Убийцы принадлежали к одной из подпольных ис­ламистских групп, которые рассматривали свою материнскую партию, Мусульманское братство, как слишком соглашательскую. Возникли дюжины секретных групп, в первую очередь, таких как Джамаа ль-Муслимим (называемая также Такфир ва Хигра), но с течением времени многие из них растворились в партии Джамаа Исламийя под руководством шейха Омара Абдур-р-Рахмана, ко­торый в конечном итоге перебрался в Соединенные Штаты. Пер­воначально эти экстремистские диссиденты из Мусульманского Братства назывались «анархо-исламистами», но их новым назва­нием стало «джихадисты».

1984 Джихадистские добровольцы из дюжины арабских стран собрались в Пакистане, где они обучались методам ведения парти­занской войны. Некоторые из них действительно присоединились к сражающимся в Афганистане. Их истинная цель, однако, состояла в подготовке к свержению правительств у себя дома. Эти авантюристы стали известны под именем «арабские афган­цы». К их числу относится и саудовский миллионер Усама Бин Ладин (Осама Бин Ладен).

1985 В столице Судана Хартуме Махмуд Мухаммад Taxa, самый, быть может, оригинальный исламский мыслитель двадцатого сто­летия, был публично повешен как «враг Бога». Сторонник нена­силия на протяжении всей своей жизни, 77-летний суфий был известен как «африканский Ганди».

Исламисты, которые рассматривали его как своего самого зна­чительного оппонента, приветствовали его смерть. Религиозное руководство Саудовской Аравии поздравило суданские власти с казнью этого «проклятого еретика».

1988 В Чикаго умер профессор Фадлу-р-Рахман (Фазлур Рахман). Он был одним из четырех ведущих исламских ученых двадцато­го столетия. Как директор пакистанского полуофициального Института исламских исследований, он был главной целью исла­мистской оппозиции режиму либерального президента Айюб Хана. Вынужденный бежать из своей родной страны после паде­ния в 1969 году власти Айюб Хана, Фазлур Рахман стал "профес­сором чикагского университета.

1989 В Судане исламистские офицеры, возглавляемые Омаром Аль-Баширом, свергли одно из немногих демократически избран­ных правительств, существовавших в арабском мире. Они поста­вили вне закона все политические партии, кроме одной - исла­мистской организации Национальный Исламский Фронт (НИФ). Глава НИФ, д-р Хасан Ат-Тураби, не скрывает своих амбиций стать мировым исламистским лидером.

1990 Исламисты победили на муниципальных выборах в Алжи­ре, но вскоре оказалось, что это было протестное голосование.

На национальных выборах, состоявшихся год спустя, исламисты получили на 1 миллион голосов меньше.

1992 Алжирские военные отменили выборы, которые исламис­ты, как они полагали, могли выиграть. Результатом явилось воо­руженное восстание, которое продолжалось десять лет и приве­ло к многочисленным жертвам и массовым убийствам сельского населения, проводимыми Вооруженными исламскими бригадами.

В Сараево сербские националисты открыли огонь по мирной демонстрации и начали кампанию этнических чисток, которая привела к гибели около 200 000 человек, изгнанию около 750 000 боснийских мусульман, лишению крова почти 2-х миллионов человек. Более 20 000 женщин оказались жертвами системати­ческой кампании насилия и нанесения увечий, в результате кото­рой они получили психические и физические травмы. Преступ­ники заявляли, что они действуют в защиту христианства. Попустительство со стороны британцев и общая европейская политика невмешательства вызвала антизападное озлобление в большей части мусульманского мира.

1993 В суданской столице Хартуме 600 делегатов из шестидеся­ти стран провели Исламскую Конференцию арабского народа, сокращенно называемую ПАИК, в союзе с исламистами, арабс­кими националистами и радикальными леваками, такими как арабо-христианин Наиф Хаватма из Демократического Фронта Ос­вобождения Палестины. ПАИК явилась детищем своего генерального секретаря, профессора Хасана Ат-Тураби, идеолога военного режима в Судане. Бывшие противники объединились на общей платформе антиамериканизма.

1994 Вследствие своей агрессии против Боснии, Сербия была осуждена ООН и подвергнута экономическим санкциям со сто­роны мирового сообщества. Но режим Милошевича в Белграде получал обильные поставки нефти из Ливии через Египет и Гре­цию. Кадафи, сам подвергавшийся экономическим санкциям вследствие поддержки Ливией международного терроризма, по­лагался, главным образом, на сербских военных советников, экс­пертов и специалистов по безопасности, которые заняли место, ранее принадлежавшее восточным немцам и русским.

1995 Дейтонское соглашение положило конец столкновениям в Боснии, но оставило сердцевину Боснии в руках агрессоров, ко­торые основали так называемую Сербскую Республику. В Турции, где, по крайней мере, 5 процентов от 60-миллионного населения имеют боснийское происхождение, сербские зверства в Боснии привели к возрастанию исламиских настроений и способствова­ли росту и укреплению соответствующей политической партии.

1996 В Лондоне международная группа из восьмидесяти участ­ников, представляющих все сферы деятельности, но, главным образом, университетских профессоров, образовала ассоциацию, которая должна была служить интеллектуальным форумом и се­тью для обучения и проявления инициативы к диалогу среди независимых мусульман. Названная обществом Ибн Кальдуна, эта ассоциация представляла собой попытку мусульманских ученых, не являющихся исламистами, выйти из тупика и предоставить слово молчаливому большинству, противостоящему религиозно­му фанатизму и политическому экстремизму.

1997 Талибан (семинаристы), фундаменталистское движение, со­зданное пакистанской военной разведкой, консолидировало свою власть в Афганистане. Они не были связаны, с международной сетью исламистских партий, которые, в свою очередь, расцени­вали их создание как американский замысел опорочить исламизм. Талибан служил для Исламабада средством расширить влияние Пакистана в Центральной Азии. Но они приютили саудовского беженца Усаму Бин Ладена, и он организовал террористические акты против американцев в различных странах, вследствие чего и американцы, и саудовцы прекратили поддержку Талибана.

1998 Иран интенсифицировал свою военную поддержку исламист­скому режиму в Судане, которая предназначалась для подавления продолжительного восстания на юге. Режим в Хартуме пользовал­ся поддержкой Китая, Малайзии и Канады. Главным привлекатель­ным обстоятельством здесь была нефть, которой нельзя было пользо­ваться, пока гражданской войне не был бы положен конец.

1999 После двадцати лет репрессий со стороны одного из самых жестоких режимов в мире, Иран испытал массовые беспорядки, напомнившие о восстании против шаха двадцатью годами ра­нее. Клерикальный режим обрушился на демонстрантов в пол­ную силу, хотя его руководители регулярно говорили о своем стремлении к демократии и реформам. Грустную иронию вызы­вает то обстоятельство, что президент Хатами, один из архитек­торов исламистского режима, несмотря на то, что он окружал себя антипацифистами и организаторами международного тер­роризма, воспринимался на Западе как либерал.

2000 В Индонезии, которая является ныне страной с наиболее многочисленным мусульманским населением в мире (около 200 миллионов человек), либеральный исламский ученый Абду-р-Рахман Вахид избран президентом и пригласил евреев и христиан Джакарты к межрелигиозному диалогу. Во многих частях стра­ны, однако, вооруженные столкновения между христианами и мусульманами унесли десятки тысяч жизней.

Исламистские режимы Ирана и Судана ведут регулярную и ожесточенную внутреннюю борьбу. Достоянием гласности стано­вятся многочисленные признания в совершении серьезнейших преступлений, включая причастность хартумского режима к по­кушениям на жизнь египетского президента Хосни Мубарака.

Иранские власти подтвердили, что число заключенных в Иране составляет 600 тысяч человек (по сравнению с 15 тысячами на момент прихода исламистов к власти). При президенте Хатами 700 иранцев были казнены, некоторым из них перед казнью вы­кололи глаза. При том же президенте усилилось преследование религиозных и этнических меньшинств. Так, девять иранских евреев были обвинены по подозрению в шпионаже в пользу Из­раиля. Показательный суд, длившийся в течение многих месяцев, должен был запугать растущую оппозицию исламизму.

Из книги "Дети Авраама. Введение в Ислам для евреев"

Специально для Islam-today.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle