• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламское наследие Америки: то, чего вы не знали о Штатах

Время чтения: 6 мин
2201

Исламское наследие Америки, к сожалению, сейчас в значительной степени игнорируется как широкой публикой, так и исследователями. В лучшем случае вы слышали о мусульманских исследователях, предвосхитивших открытие Колумба, дискуссии об африканских рабах и заметки о мигрантах из мусульманских стран. Вот, пожалуй, и весь список тем, которые фигурируют, когда речь заходит о мусульманах. Поэтому несколько фактов, которые мы собрали для вас, будут очень интересны и увлекательны, а также позволят расширить ваш кругозор.

1. Правда, что африканские мусульмане прибыли в Америку гораздо раньше Колумба?

В настоящее время широко известен тот факт, что Христофор Колумб не был первым путешественником «Старого Света», который наткнулся на Америку. Среди учёных бытует мнение о том, что его опередили мусульмане.

Наиболее захватывающей является история Абубакари II, средневекового Султана богатой малийской империи, который, возможно, высадился в Пернамбуку – современный Ресифи в Бразилии – примерно в 1312 году.

Империя Абубакари II была самой богатой в своё время, а сам султан находился под влиянием таких мусульманских учёных, как Аль-Идриси, Истахри, Абу Заид, Масуди и Альбуфеда, чьи книги, имеющиеся в библиотеке Абубакари II, утверждали о том, что наша планета круглая словно «тыква из бутылки».

Легенда гласит, что в 1310 году Абубакари II послал флот из 400 человек в Атлантику в поисках того, что могло быть на другом берегу. Прошло несколько месяцев, прежде чем капитан судна вернулся и доложил своему правителю, что он повернул назад, увидев, как другие лодки втягиваются в странные «реки» с сильным течением.

Нисколько не смущаясь рассказов капитана, Абубакари II немедленно начинает планировать следующую экспедицию, собирая ещё большее число лодок – около 2000. Что самое удивительное, в этот раз Абубакари решил отправиться в экспедицию сам. Перед своим отплытием в 1312 году он передаёт трон своему брату Мусе. Больше им не суждено было увидеться…

Нет никаких достоверных сведений о том, что случилось с Абубакари II, также как неизвестно, добрался ли он со своими подчинёнными до Пернамбуку. Согласно одной из теорий, само название Пернамбуку происходит от древнего мандского слова «Boure Bambouk», что означает «богатые золотые месторождения» – источник богатства малийской империи. Сам Колумб, как сообщается, столкнулся с мусульманами и «чёрными» торговцами вдоль побережья Нового Света и, что самое интересное, вернулся с золотом, которое имело точную сплавную смесь малийского золота. Те, кто верит этой легенде, также указывают на лингвистические, археологические и физические доказательства, особенно на обнаружение гигантских каменных скульптур, разбросанных по всей Латинской Америке, которые безошибочно имеют западноафриканские черты.

Коран и Пророк Мухаммад (ﷺ) глазами европейцев 16-18 веков

2. Испанская Альгамбра была «открыта» жителем Нью-Йорка!

Большинство людей, в том числе и знатоков мирового искусства, согласны с утверждением, что вершиной европейского мусульманского искусства является Альгамбра в Испании. «Красная крепость-дворец» – именно здесь католические монархи Фердинанд и Изабелла завершили своё завоевание Испании в 1492 году. Однако после этих событий Альгамбра стала постепенно терять свой статус и значение, стремительно увядая. Уже к концу XVIII века она пришла в упадок, став обителью «распущенного и беззаконного населения – контрабандистов».

В 1829 году известный нью-йоркский писатель Вашингтон Ирвинг, очаровавшись историей Альгамбры, принимает решение остаться здесь на неопределённый срок. В результате он выпустит в свет книгу под названием «Сказки Альгамбры», в которой сравнивает дворец с Каабой в Мекке: «Альгамбра такой же объект поклонения, как и Кааба для всех истинных мусульман. Сколько легенд и преданий, правдивых и сказочных, сколько песен и баллад, арабских и испанских, о любви, войне и рыцарстве, связано с этим восточным дворцом!»

Книга Ирвинга стала бестселлером, и вскоре после этого, в 1870 году, Испания объявила Альгамбру национальным памятником. Сегодня это один из самых посещаемых туристических объектов в мире.

3. Некоторые части Латинской Америки были спроектированы мусульманами.

Альгамбра «пала» в 1492 году, и в тот день, когда это произошло, в городе внизу, среди наблюдающей толпы был честолюбивый исследователь по имени Христофор Колумб. Несколько недель спустя он уже был в Кордове, где встречался с католическими монархами, чтобы получить королевское разрешение на плавание через Атлантику.

Когда Колумб и его команда прибыли в Америку, мусульманское искусство и архитектура всё ещё были в большой моде, а мудехарские (мусульманские) ремесленники оставались весьма востребованными. По мнению нескольких учёных, в том числе другого известного Ирвинга – канадского новообращённого мусульманина и первого переводчика Корана в Северной Америке – доктора Томаса Б. Ирвинга, некоторые мудехары были вывезены в Новый Свет, чтобы помочь в возведении новых испанских городов: «В XVI и XVII веках многие из них (квалифицированные мусульманские рабочие) были наняты для отправки в испанские колонии в Индии, такие как Мексика, Верхнее Перу (Боливия), Новая Гранада (Колумбия), Гватемала и Куба. В этих странах колониальные здания несут явные свидетельства мудехарских украшений в своей черепице, грилях, столярных изделиях и т.д.».

Доктор Ирвинг обращает наше внимание также на мусульманское влияние даже в названиях ранних городов и посёлков, таких как Ресифи в Бразилии (от арабского ar-Rasif означает «док» или «пристань») и Гвадалахара в Мексике (от «Вади аль-Хиджара» или «Каменная река»). Он также указывает на стиль ранних гражданских зданий в таких городах, как Керетаро (Мексика), Попаян и Тунха (Колумбия) и Кито (Эквадор), где внутренние дворики украшены аркадами в арабском стиле и напоминают те, что находятся в Альгамбре и других мавританских зданиях. Например, монастырь «Ла Мерсед» в Лиме, Перу, и монастырь Университета Сан-Карлоса в Антигуа, Гватемала. Доктор Ирвинг также подчёркивает очевидную мавританскую геометрию, обнаруженную на старых потолках XVIII-го века в таких городах, как мексиканский Цинцунцан и колумбийская Тунха.

4. Европейские мусульмане открыли «самую старую» мечеть Америки.

Во-первых, стоит отметить, что действительно существует такое понятие, как «коренной» европейский мусульманин. Татары-мусульмане из Балтийского региона Европы имеют богатую историю, которая насчитывает порядка 618 лет. Начинается она в 1398 году, когда татары были привезены из Крыма Великим Князем Литовским Витовтом Великим, чтобы помочь защитить свою империю от нетерпимых христиан – тевтонских рыцарей.

Витовт вознаградил татар за оказанную помощь, позволив им навсегда поселиться под его покровительством на территории, которая теперь входит в состав Литвы, Польши и Белоруссии.

Некоторые потомки этой прибалтийской татарской общины на рубеже XX века перебрались в Америку и в Бруклин, штат Нью-Йорк. Там в 1931 году они выкупили скромную маленькую церковь и открыли её вновь, но уже как мечеть. Сегодня Бруклинская мусульманская мечеть является самой старой сохранившейся мечетью в Северной Америке и остаётся на попечении татар, которые могут проследить свою родословную вплоть до этой древней европейской мусульманской общины.

5. Коран стал подспорьем для американских законов о религиозной терпимости.

Между прочим, если вы вдруг не знали, то у Томаса Джефферсона в личной библиотеке имелся перевод Корана. Сегодня этот ранний перевод самой священной книги ислама (возможно, первый перевод, пришедший в Америку) хранится на полках «библиотеки Джефферсона» в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия. Именно сюда Джефферсон лично перенаправил свою библиотеку, предложив также «расположить и пронумеровать все книги, как они стоят в каталоге». Свой Коран он положил на полку в юридическом отделе.

Для третьего президента Америки (а также человека, который составил декларацию независимости) особенно интересными в Коране стали его правовые аспекты. Именно поэтому некоторые аналитики утверждают, что Коран, заказанный Джефферсоном в Лондоне примерно в 1764 году, повлиял на его взгляды на религиозную терпимость, замотивировав разработать законопроект о религиозной свободе (который будет принят в 1786 году).

В своей биографии Джефферсон вспоминает о желании, чтобы законопроект вышел за пределы христианских деноминаций и включал «в мантию своей защиты евреев и язычников, христиан и магометан [мусульман], индусов и неверных всех конфессий».

Коран Джефферсона – это, пожалуй, самое раннее и ясное документальное свидетельство того, что исламская культура взаимодействует с Америкой на протяжении многих веков.

Однако если вы окажетесь в Библиотеке Конгресса, обязательно остановитесь и полюбуйтесь её великолепным куполом в стиле Ренессанса, расположенным высоко над прекрасным читальным залом. Приглядитесь внимательней, и вы сможете увидеть подсказки, которые раскроют вам немалую роль ислама в развитии Соединённых Штатов Америки.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle