Главное средство в борьбе с крайностями в религии
Слово «الوسطية» (срединность, умеренность) указывает на справедливость, достоинство и срединность между чрезмерной щепетильностью и откровенной халатностью.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины (умеренности), дабы вы стали свидетелями относительно людей и дабы Посланник стал свидетелем относительно вас»[1]. Следовательно, срединность является справедливостью и умеренным путем, содержащим в себе много достоинств.
Срединности нужно придерживаться во всех вопросах, касающихся общественных норм. Поэтому срединность при призыве людей к Исламу и при вынесении фетвы является важным делом в жизни исламской уммы. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Призывай к пути своего Господа с мудростью и хорошим наставлением»[2].
В данном аяте Всевышний Аллах поставил мудрость перед словом (наставлением), дабы мудрость была основой для слова (наставления). Затем Всевышний Аллах повелел давать людям хорошее наставление, которое отличается легкостью, ибо если наставление будет тяжелым, то оно будет не хорошим, а грубым.
Что же касается срединности при вынесении фетвы, то срединность является основой фетвы и признаком правильности фетвы. Благородный муфтий тот, который отличается легкостью, а не чрезмерностью и затруднением для людей.
Имам аль-Лейс ибн Са‘д сказал: «Благородный муфтий тот, который облегчает людям их жизнь».
Легкость, облегчение, срединность и умеренность являются признаками исламского шариата.
Одним из великих милостей, проявленных исламской общине, является то, что Всевышний Аллах возвысил ее Священным Кораном и Посланником Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний Аллах, проявляя уважение к Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, облегчил людям и аннулировал много затруднений. Всевышний Аллах сказал: «Аллах желает облегчить вам, ведь человек создан слабым»[3], «Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения»[4]. По мнению толкователей Корана, слова Аллаха «Аллах желает для вас облегчения» означают «Аллах желает для вас облегчения в поклонении, посему разрешается не соблюдать пост в месяц Рамадан путнику и больному»[5].
Всевышний Аллах также сказал: «и Он (Аллах) не сделал для вас в религии никаких затруднений»[6]. Имам аль-Алуси, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний Аллах облегчил исламской общине настолько много, что Он не облегчил подобно этому никому больше»[7].
Всевышний Аллах также сказал: «Аллах не возлагает на душу то, что ей невмочь»[8].
Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда я повелеваю вам совершать что-то, то совершайте столько, сколько сможете»[9].
Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нацеливайтесь (совершать добро), не будьте чрезмерными (в совершении добра) и облегчайте»[10].
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах не отправил меня, чтобы я был суровым и жестоким, но отправил меня, чтобы я был облегчающим наставником»[11].
[1] Коран, сура «аль-Бакара» 143.
[2] Коран, сура «ан-Нахль» 125.
[3] Коран, сура «ан-Ниса’» 28
[4] Коран, сура «аль-Бакара» 185.
[5] См. аль-Хазин «Тафсир аль-Хазин» 1/156.
[6] Коран, сура «аль-Хадж» 78.
[7] См. аль-Алуси «Рух аль-ма‘ани» 5/14.
[8] Коран, сура «аль-Бакара» 286.
[9] Бухари «сахих» 7288.
[10] Бухари «сахих» 39 и Муслим «сахих» 2818.
[11] Ан-Наса’и «ас-сунан аль-кубра» 9164 и Ахмад «муснад» 14515.
Islam-Today