Действителен ли никах (мусульманский брак) без опекуна?
Никах (мусульманский брак) без опекуна (вали) мнение ханафитского мазхаба.
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
А затем...
Как-то раз один имам обвинил другого в прелюбодеянии (зина), говоря что его никах недействителен, так как при заключении брака не было согласия опекунов женщины (вали). Обвиняемый возразил, что это дозволено по ханафитскому мазхабу, и у них с этой женщиной есть соответствие (кафаа). Под кафаа здесь подразумевается, что у жениха и невесты должен быть схожий социальный, финансовый и религиозный уровень. Если парень значительно уступает невесте хотя бы по одному из данных критериев, и они поженятся без согласия опекуна, то опекун имеет право отменить данный никах.
Но обвинитель сказал, что он, конечно, тоже ханафит (видимо, потому что в нашей местности нужно так говорить, но никак не по убеждениям), но в этом вопросе Абу Ханифа якобы ошибся, и у него не было доказательств. Затем в качестве доказательства ошибки Имама Азама (рахматуллахи алейх) он привел хадис, переданный от Айши (радыяллаху анха):
اَيُّمَا امْرَاَةٍ نَكَحَتْ بِغَيْرِ اِذْنِ وَلِيِّهَا فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ
«Если женщина выходит замуж без согласия своего опекуна, ее никах недействителен!» [1]
А теперь давайте разберемся вместе, все ли так однозначно. И правда ли, что Абу Ханифа (рахматуллахи алейх) ошибся?
Что же говорят ханафиты об этом хадисе? По их мнению, слова "никах недействителен" относятся к рабыням и маленьким девочкам. И действительно, их никах без дозволения вали и в ханафитском мазхабе недействителен. А также отрицание в этом хадисе указывает на отсутствие полноты и баракята (لِنَفْىِّ الْكَمَالِ).
Всем известны слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): "Нет намаза человека, живущего рядом с мечетью, кроме как в мечети", но ведь никто же не скажет, что если человек, живущий по соседству с мечетью, совершит какой-либо намаз дома, то его намаз недействителен. Тем более, что сам Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) побуждал совершать дополнительные намазы дома. Я хочу сказать, что в подобных хадисах есть запрет, но этот запрет не абсолютен, а указывает на предпочтение. И мы понимаем, что намаз дома действителен, но в мечети лучше. Или никах без опекуна действителен (при условии наличия соответствия, кафаа), но с опекуном лучше. Ибо без опекуна не будет баракята в их браке. Подобных хадисов много, вот например хадис переданный от ибн Аббаса (радыяллаху анх), что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: "Кто услышит призыв к молитве (азан) и не ответит на него (не направится в мечеть), то нет у него молитвы (т.е. молитва недействительна)" [2]
А теперь приведем некоторые наши [3] доказательства. Всевышний Аллах сказал:
فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ
Если же он [муж] дал ей развод (в третий раз), то она не дозволяется ему после этого, пока она не выйдет замуж за другого (мужчину). [4]
Обратите внимание на слова "не выйдет замуж", в аяте не сказано "пока не выдадут замуж", значит Господь дал женщине право самой выйти замуж. И это подтверждает хадис, приведенный в сборнике Имама Бухари:
لَا تُنْكَحُ الأَيِّمُ حَتَّ تُسْتَأَمَرَ وَلاَ تُنْكَحُ الْبِكْرُ حَتَّى تُسْتَأَذَنَ قَالُو يَا رَسُولَ اللهِ وَكَيْفَ إِذْنُهَا قَالَ اَنْ تَسْكُتَ
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: "Не следует выдавать замуж женщину, не посоветовавшись с ней, и не следует выдавать замуж девушку, не спросив ее позволения на это. Люди спросили: "О Посланник Аллаха, а как же мы узнаем о ее позволении?" Посланник Аллаха ответил: "По ее молчанию"". [5]
Этот хадис - ответ тем, кто говорит, что в приведенном аяте суры аль-Бакара говорится о разрешении выходить замуж самой (без опекуна) лишь женщине, которая уже до этого побывала замужем, а девушке (т.е. девственнице), даже взрослой, запрещено.
В другом хадисе говорится:
عَنْ خَنْسَاءَ بِنْتِ خِذَامٍ الْأَنْصَارِيَّةِ أَنَّ اَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهْىَ ثَيِّبٌ فَكَرِهَتْ ذَلِكَ فَأَتَتْ رَسُولُ اللهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَرَدَّ نِكَاحَهُ
Ханса, дочь Хизама аль-Ансария (радыяллаху анха) передала, что ее отец выдал ее замуж против воли, когда она была уже разведенной, тогда она пришла к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и он расторг этот брак. [6]
А также приводится от Айши (радыяллаху анха), что она сказала:
كَانَتْ عِنْدِى جَارِيَة مِنَ الانْصَارِ زَوجتها
У меня была девушка из ансаров и я выдала ее замуж[7]
Всем нам известно, что вали должен быть мужчиной. А мать правоверных Айша (радыяллаху анха) выдала замуж девушку сама, и как говорит об этом Зафар Ахмад Усмани, автор "Мишкат Низами": "Айша (радыяллаху анха) выдала девушку замуж, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) подтвердил законность этого брака".
Дорогие братья и сестры! Сегодня появилось очень много псевдоханафитов, одна их часть - это просто невежды, другая - псевдосаляфиты, отвергающие мазхабы и желающие устроиться поудобнее в Татарстане. Эта небольшая статья является всего лишь еще одной попыткой показать, что ханафитский мазхаб - это не собрание сказок из серии "байки от бабайки", а одна из четырех правовых школ (мазхабов) с серьезной доказательной базой.
От нас старание, а успех от Аллаха!
[1]. Абу Дауд, хадис №2083
[2]. Ибн Маджа № 793
[3]. т.е. ханафитов
[4]. Сура аль-Бакара аят 230
[5]. Бухари № 5136
[6]. Бухари № 5138
[7]. Зафар Ахмад Усмани "Мишкат Низами"