• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

9 главных запретов в экономической деятельности мусульманина

Время чтения: 4 мин
9284

  1. Запрет на социально вредную продукцию и виды деятельности

Сюда относятся алкоголь, любые опьяняющие напитки и одурманивающие препараты, продукция, ведущая к моральному разложению общества, свинина, а также торговля, перевозку, рекламу и любое посредничество при этом. (Коран, 2:173).

Любое содействие в развитии данных видов производств и торговли приравнивается к участию в запретном. Запрет определяет перечень активов, в которые исламским инвестиционным фондам запрещено инвестировать.

  1. Запрет на обман («габн»), обвешивание, а также сокрытие недостатков товара («тадлис», «гишь»)

Коран, 6:152, 11:85, 17:35, 26:181.

Данный запрет охватывает любое сокрытие недостатка товара: явный или скрытый дефект, смешение товара хорошего и плохого качества (например, крупа) – обо всем этом производитель (продавец) должен известить покупателя. В одном из хадисов говорится: «Ложная клятва способствует сбыту товара, но и лишает его благодати» (аль-Бухари, Муслим).

Соответственно запретной является и политика встроенного устаревания, когда намеренно срок жизни товара сокращается с тем, чтобы повлечь покупателя к покупке следующего поколения товара того же производителя. При этом, гарантийный срок, как правило, заканчивается незадолго до «встроенного» жизненного цикла товара.

Важную роль в этом отношении играет реклама, поскольку именно она создает у покупателя представление о товаре или услуге и служит основанием для принятия решения о покупке.

  1. Запрет на выдачу или получение денежных средств (иного имущества) в долг под проценты, неравноценный обмен («риба»)

(Коран, 2:275-276, 278).

Важно обратить внимание на следующее: то, что нормы ислама запрещают выплату и получение процентов, не означает, что они не одобряют получение прибыли или поощряют возврат к наличным расчетам или бартерной экономике. Заблуждением является мнение, что исламские финансовые институты являются благотворительными организациями, занимающимися беспроцентным кредитованием. Беспроцентные кредиты «кард хасан» практикуются субъектами исламского бизнеса, но в ограниченном масштабе.

Вкладчиков исламской банковской системы можно сравнить с инвесторами или акционерами, которые получают дивиденды, когда банк извлекает прибыль, или теряют часть своих сбережений, если банк заявляет об убытках. Суть в том, чтобы увязать прибыль по исламскому договору с отдачей и качеством проекта, обеспечивая тем самым более справедливое распределение богатства.

  1. Запрет на принуждение («икрах»)

Любая сделка должна заключаться при добровольном согласии всех ее участников и не ставить кого-либо из сторон в невыгодные экономические условия.

  1. Запрет на попрошайничество и настойчивые просьбы

Об истинных нуждающихся в Коране сказано следующим образом: «…неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво…» (Коран, 2:273.). Попрошайничество является порицаемым видом заработка, в отличие от производительного труда.

  1. Запрет на удержание товара с целью создания дефицита

Известно, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто удерживает товар до подорожания, – грешник». Суть запрещения монополии в том, чтобы не допустить вред для большинства людей.

  1. Запрет на азартные игры
  2. Запрет на взятки

Взятка является запрещенным действием (харам) как для дающего взятку, так и для берущего, а также для посредника.

Запрещается давать взятку, стремясь утвердить неправду либо помогая совершить несправедливость, либо лишить кого-то законного права.

  1. Запрет на расточительство

Мусульман ответственно и рационально подходит к своему имуществу, не расходует средства напрасно, в том числе на внешне благие цели. Например, если известно, что просящий средства не потратит их на благие цели, мусульманин воздержится от такого рода помощи просящему. В то же время, запрет на расточительство не означает, что мусульманин не может покупать дорогие и качественные товары. Если человек обладает определенным достатком, его основные потребности удовлетворены, его семья не нуждается в средствах, он регулярно выплачивает закят, ни ничего предосудительного в том, что он тратит средства на дорогие и качественные вещи. Однако при этом, не должно быть неразумного расходования и расходования с целью привлечения внимания.

Социальная доктрина российских мусульман

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

Социальные комментарии Cackle