Круглый стол в Болгаре: отношения мусульман и христиан в РТ - уникальный феномен
В древнем городе Болгар прошел Круглый стол на тему «Межнациональное и межконфессиональное согласие как залог успешного развития Республики Татарстан».
Мероприятие состоялось в рамках 19-го заседания Совета Директоров Азиатской Ассоциации омбудсменов. В эти дни в Казань приехали уполномоченные по правам человека из Таиланда, Шри Ланки, Киргизии, Узбекистана, Индонезии, Кореи, Японии и других стран. Специально для участия в заседании в Казань приехали уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и уполномоченные по правам человека нескольких субъектов РФ.
Во время своего выступления Первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Батров рассказал участникам круглого стола об опыте межрелигиозного согласии в контексте исламского богословия у татар.
В частности, хазрат отметил, что Россия – это не Восток и не Запад, а особая цивилизация, с присущей ей собственной уникальной самоидентичностью.
«Миролюбие, стремление к добрососедству – это то, что напрямую вытекает из императивов нашей религии. Во многом это связано с принадлежностью татар к ханафитско-матуридитской богословской школе с ее учением о двухсоставном определении веры, предполагающем оставление наших религиозных разногласий на Суд Бога. Согласно этому учению, вердикт о внутреннем мире человека имеет право выносить только Всевышний. Кто из нас ближе к Богу, кто правильнее и искреннее исповедует Его, кто лицемер, а кто праведник – судить не нам. Мы все такого рода вопросы оставляем Господу. Он Сам решит их на Судном Дне. Такой подход во многом и сформировал миролюбивый характер татарского народа», - сказал Рустам хазрат.
В Татарстане, по словам первого заместителя Муфтия РТ, не принято вступать с христианскими братьями и сестрами в богословские дискуссии.
«Мы не спорим о том, кто из нас вернее понимает истину Бога. Вместо этих бессмысленных дебатов мы сосредотачиваемся со своими соседями на решении общесоциальных проблем – тех, что актуальны для всех нас, вне зависимости от наших религиозных убеждений.
С течением столетий подобный подход сформировал уникальный, даже парадоксальный российских феномен, который сегодня фиксируют социологи. Согласно существующим опросам, татары часто воспринимают своих мусульманских единоверцев из дальних стран как чужаков, а православных соседей идентифицируют как своих. Это парадоксально. Кому-то может показаться, что такого не может быть, но это наши с вами реалии.
Отрадно, что мы, мусульмане, чувствуем взаимность в этом вопросе со стороны своих православных друзей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего недавнего визита в Казань прямо сказал об этом: «Преимущество России в том, что у нас общий моральный базис — и у православных, и у мусульман». В этой связи на встрече с Муфтием Татарстана Святейший вспомнил интересный случай: «Однажды нашего Президента спросили об отношении Православия к католическому христианству и исламу и он ответил: «Мы к исламу ближе». «И он был прав, – продолжил Патриарх, – в том смысле, что с точки зрения традиции и основ нравственной жизни мы ближе с исламом, чем некоторые западные христиане, у которых сегодня происходит отход от традиционной нравственности», - рассказал Рустам Батров.
Во время своей речи Рустам хазрат также отметил, что Россия – это не Восток и не Запад, а особая цивилизация, с присущей ей собственной уникальной самоидентичностью.
«Мы с вами - особенный народ» - сказал об этом Патриарх в Казани, обращаясь и к мусульманам, и к православным. В данной связи, хотелось бы отметить, что, к сожалению, мы не всегда осознаем подобные реалии межрелигиозных отношений в нашей стране. Например, мы до сих пор часто апеллируем к такому понятию, как толерантность.
Но что такое толерантность, или веротерпимость, если переводить слово на русский язык? Оно означает, что мы не принимаем инаковости другого, но по целому ряду причин сдерживаем свою агрессию. Толерантность – это ненависть, прикрытая джентльменской улыбкой. Это рукопожатие с камнем за пазухой. Быть может для Европы, которая выкарабкивалась из средневекового кошмара, толерантность была в свое время великим достижением. Но для России, для Татарстана – этот термин никак не подходит.
Мы – православные и мусульмане, татары и русские – росли в одном дворе, учились в одной школе. Наши дети ходят в один детский садик, а наши деды и прадеды, не раз плечом к плечу отстаивали Родину перед лицом враждебных сил. У нас общие радости и общие горести. У нас общее прошлое и что самое главное – общее будущее. О какой терпимости мы говорим? Нам это слово совершенно не подходит! Для нас это шаг назад. На российских просторах сформировалось особая культура межрелигиозных отношений.
И мы об этом должны говорить как можно больше. В то время как некоторые страны импортируют во вне технологии оранжевых революций. Мы должны импортировать свои социальные технологии, прежде всего, опыт межрелигиозного мира и согласия. Мне кажется, что это призвание нашей страны на мировой арене в XXI веке», - резюмировал Рустам хазрат Батров.
Islam-today