Золотоордынская цивилизация – яркая страница истории мировой культуры
Золотоордынская цивилизация – яркая страница истории мировой культуры. В Золотой Орде был создан пышный имперский стиль, впитавший в себя традиции многих народов, но не в хаотическом скоплении разнородных элементов, а в системе органично слитых явлений, перекрытых мощно звучавшими стилями и направлениями, разными в те или иные периоды существования.
Кроме синкретичного фона домонгольских культур, в числе которых были имевшие развитый образный язык, основанный на мусульманских (хорезмская, булгарская) или евразийских кочевых (кыпчаки, кимаки) традициях, в культуре Улуса Джучи нельзя не видеть центральноазиатских и дальневосточных элементов материальной и художественной культуры.
Имперская культура Золотой Орды складывалась в результате творческой активности практически всех народов, входивших в состав Улуса Джучи, осваивая принесенный завоевателями на запад культурный репертуар.
Наиболее ярко чингизидские традиции проявлялись в культурном круге социально престижных изделий, являвшихся принадлежностью и отличительной чертой военно-служилой знати, – крое костюма, системе поясной гарнитуры, предметах оружия и конского снаряжения, других аксессуарах.
Разумеется, единой эта культура не являлась, поскольку изначально была строго социально ориентирована. Однако в начале XIV в., по мере роста городов в Улусе Джучи, прежде всего в Поволжье, здесь пышно распускается новая урбанистическая восточная средневековая культура, «культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана, математиков и астрономов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии»1.
Таким образом, специфика золотоордынской цивилизации заключалась в том, что она была синкретичной, пышной и надэтничной имперской культурой при ведущей роли ислама, который как вуалью покрывал традиционную тюркскую культуру.
Города Поволжья были крупными культурными центрами, где развивались литература и искусство, формировались общеразговорный и литературный языки.
Сохранились археологические остатки городов (известно более 100), среди которых выделяются остатки крупнейших средневековых городов Евразии, таких как Сарай (Селитренное городище), Сарай ал-Джадид (Царевское), Бельджамен (Водянское), Укек (Увекское), Болгар (Болгарское), Аккерман (Белгородское), Шахр ал-Джадид (Староорхейское) и др., а также многочисленные селища; могильники (курганные с элементами языческой обрядности до конца XIV в., грунтовые мусульманские со второй половины XIII в.) и мавзолеи (кешене, XIV–XV вв.). В поселениях выявлены юрты, землянки, наземные однокомнатные дома (с деревянными и глинобитными стенами) и многокомнатные (из сырцового и жженого кирпича).
Характерной особенностью домов является наличие печей, канов (горизонтальных дымоходов) и суфов (кирпичных лежанок), кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани и др.).
Стены многих домов, особенно многокомнатных кирпичных, были облицованы расписной штукатуркой, резным ганчем (терракотой) и кашинными (или многоцветными поливными) изразцами, а полы – каменными плитками и кирпичом.
Города имели сложную квартально-усадебную планировку, ключевым ядром их были крупные городские и пригородные усадьбы.
В окрестностях крупных городов выявлены усадьбы размером от 500 до 5000 кв. м, окруженные стенами, внутри которых находились многокомнатный дом, отдельные жилые и хозяйственные постройки и водоемы (хаусы). Обнаружены сложные гидротехнические сооружения – искусственные озера, арыки и подземная (сложенная из керамических труб) водопроводная и канализационная система.
Характерными элементами бытовой культуры золотоордынского периода является круговая гончарная глиняная и кашинная посуда разнообразных форм (кувшины, чаши-пиалы, глубокие тарелки, бутыли и т. д.) с многоцветной росписью (растительные, геометрические, зооморфные и арабесковые орнаменты), украшения женского костюма и детали военного быта (ажурные и плоские поясные наборы, форма оружия и конского снаряжения и т. д.).
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина
1. Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. С. 118.