Жертвы турецкой «шляпной революции»
Холодным зимним утром 7 декабря 1925 года группа полицейских постучала в дверь одного из домов в районе Фатих – одном из старейших районов Стамбула. Дверь открыла пожилая женщина, которая удивилась, увидев людей в униформе. «Мы ищем Атиф Ходжу», - сказал ей один из полицейских. «Он должен пойти с нами в участок», - добавил другой.
Атиф Ходжа и его близкие решили, что полиция пришла к ним по какому-то пустяковому поводу, но они ошибались. Учителя ислама поместили под стражу на несколько недель и запретили визиты родственников к нему. После этого он предстал перед судом, где выяснилось, что его преступление заключается в том, что он два года назад опубликовал брошюру под названием «Шляпа с полями или имитация франков».
«Франками» мусульмане часто назвали европейцев. Это название использовалось еще со времен крестовых походов.
Для Атиф Ходжи шляпа с полями была символом франкского (то есть неисламского) стиля жизни.
Консервативные мусульмане подобно ему были не в восторге, видя что некоторые их соотечественники следуют этому стилю, и надевают головные уборы немусульманских народов взамен традиционной фески или тюрбана.
Более того, поля шляпы мешали человеку касаться лбом пола во время намаза, из чего можно было сделать вывод, что человек, носящий такую шляпу может пренебрегать пятикратной молитвой, являющейся обязательной для каждого взрослого мусульманина.
В своей брошюре Атиф Ходжа выразил все свое критическое отношение к тенденции, имевшей место среди мусульман и призвал их прекратить «имитировать» европейцев. Мусульмане должны приобретать на Западе знания и технологии, но в то же время сохранять свою религиозную идентичность, считал он.
То, против чего протестовал Атиф Ходжа вдруг стало частью обязательного дресс-кода в Турции в ноябре 1925 года, когда ее новый правитель Мустафа Кемаль представил шляпу с полями как новый национальный головной убор и запретил все остальные традиционные исламские. Полемическое произведение Атиф Ходжи тут же вошло в противоречие с проводимой новыми турецкими властями политикой.
Таким образом, его «преступление» становилось идеологическим.
Однако, в его деле было одно весомое обстоятельство в его пользу: Атиф Ходжа написал свою брошюру за полтора года до «Шляпной революции». И хотя судить его за его мнение было бы несправедливо, еще более несправедливо было бы судить его за те взгляды, которые были высказаны за полтора года до того как новые реформы вступили в силу.
Поэтому в первый раз суд оправдал его и освободил из-под стражи.
Но новый политический режим был полон решимости сокрушить всех, кто протестовал против шляп с полями, и нуждался в «козле отпущения» для того, чтобы преподать урок тем, кто встал ему в оппозицию. Поэтому из Анкары, новой столицы нового государства пришёл приказ снова арестовать Атиф Ходжу и судить его в специальном Независимом Трибунале – судебном органе, который был учрежден для уничтожения политических оппонентов. После короткого суда Независимый Трибунал вынес свой вердикт, который стал шоком для всех. Атиф Ходжа и еще один мусульманский богослов Али Риза, его «сообщник», были признаны виновными и приговорены к смерти. Оба они были повешены 4 февраля 1926 года. Другие, так называемые их «сообщники» были приговорены к различным тюремным срокам.
Через несколько месяцев «Шляпная революция» стала причиной новых жертв. В городах Мараш, Эрзурум и Ризе жандармы открыли огонь на поражение по людям, которые протестовали против вводимого правительством дресс-кода. Общее число жертв точно неизвестно, но считается, что погибло более 50 человек.
Старая и полная трагизма история Атиф Ходжи вдохновила турецкого автора Мустафу Акйола написать целую книгу под названием «Ислам без крайностей: вклад мусульман в борьбу за гражданские свободы». Это один из многих черных эпизодов в истории Турецкой Республики и, в то время когда некоторые из них, такие как, например, массовое убийство курдов в городе Дерсим в 1937-1938 годах становятся известными общественности, необходимо также помнить Атиф Ходжу и других жертв так называемой «Шляпной революции».
Ильдар Мухамеджанов