Законы шариата и запрет курения табака: какой была народно-освободительная борьба горцев
Фото: Zakirov Aleksey / shutterstock.com/ru
Начало: Народно-освободительная борьба на Кавказе: как это было
С гибелью первого имама Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада народно-освободительная борьба горцев не прекратилась. Ее знамя поднял Гамзат-бек, выходец из селения Гоцатль. На собрании ученых-богословов и представителей различных общин Нагорного Дагестана он был избран вторым имамом.
Гамзат-бек продолжил политику своего предшественника по борьбе с внутренними противниками Имамата. Как пишет Абдурахман из Казикумуха: «После того как Гази-Мухаммад пал мучеником за веру, народ присягнул ему (Гамзат-беку) на имамство. Он был из эмиров, знатного происхождения, авторитетным среди людей, храбрым, разумным, предприимчивым, прозорливым, проницательным. Он стал последователем Гази-Мухаммада и начал исполнять законы шариата в Дагестане».
Разбив в 1833 г. около с. Гергебиль посланные против него войска шамхала Тарковского, Мехтулинского хана и акушинского кадия, он двинулся к союзу общин Андалал. За короткое время его власти подчинились селения Чох и Ругуджа, от которых были взяты аманаты. Видя подобное развитие ситуации, многие колебавшиеся общества Нагорного Дагестана добровольно признали власть Гамзат-бека.
Фото: Grigory Lugovoy / shutterstock.com/ru.
Летом 1834 г. Гамзат-бек во главе крупного отряда двинулся на Аварское нуцальство. Подойдя к Хунзаху, он предложил ханше Баху-бике признать его власть и прервать всякие отношения с Российской империей. Посланные ею на переговоры сыновья вступили в перепалку с приближенными Гамзат-бека, что привело к их убийству.
Войска имама ворвались в Хунзах, убили ханшу Баху-бике, разграбили ханское имущество. После этого Гамзат-бек предпринял поход на цудахарцев, который закончился неудачно. Объединенные силы цудахарцев и акушинцев смогли нанести поражение отрядам имама.
Сделав своей резиденцией Хунзах, Гамзат-бек установил там запрет на курение табака и употребление алкоголя, за нарушение которого приговаривал к строгому наказанию. Среди хунзахцев было много недовольных жестоким обращением Гамзат-бека с ханской семьей, что в конце концов привело к заговору против имама.
Его организаторами были Осман и его брат, будущий знаменитый наиб Хаджи-Мурад, которые со своими сторонниками набросились на Гамзат-бека во время пятничной молитвы в мечети. Имам и большая часть его сподвижников были убиты. С его гибелью завершился начальный этап народно-освободительного движения горцев Северо-Восточного Кавказа.
История ислама на Кавказе: молитва за царя, запрет хаджа и накшбандийский тарикат
После смерти Гамзат-бека имамом был избран Шамиль, ближайший сподвижник своих предшественников. Наделенный незаурядным административным и военным талантом, он подчинил своей власти значительные территории в Нагорном Дагестане.
Шамиль избрал местом своего пребывания земли родного койсубулинского общества, где начал возводить укрепления на берегу Андийского койсу, в Ахульго. Опасавшиеся его усиления царские войска заняли Хунзах и Ашильту, однако не смогли взять Телетль и заключили перемирие.
В письме к ген.-л. Реутту имам Шамиль писал: «Если вы намерены помириться с нами, на что и мы согласны, то заключайте общий мир со всеми без обмана и коварства. Если же вы хотите сражаться, то знайте, что мы мужчины, которые не отказываются от войны. Между нами и вами было прежде заключено перемирие, которое вы нарушили неоднократным вторжением в нашу сторону, без всякой причины со стороны нашей. Поэтому виноваты вы, а не мы».
«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина