• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«За Советскую власть, за шариат»

Время чтения: 7 мин
4713

В ноябре 1917 г. – апреле 1918 годов возникли национальные органы власти мусульман   «Кокандская автономия» в Туркестане, Национальная директория партии «Милли-фирка» в Крыму, автономия поволжских мусульман «Идель-Урал», автономия Башкурдистана (Башкортостана), восстановлена  власть  местных эмиров   в Бухаре и Хиве, провозглашен  имамат Наджмутдина Гоцинского на Северном Кавказе, республика партии «Мусават» в Азербайджане, автономия «Алаш-орды» в Казахстане.

Большевикам так же удалось увлечь за собой большую часть мусульман. Новая национальная политика, провозглашавшая право наций на самоопределение вплоть до отделения так же импонировала части мусульманских интеллектуалов, которые надеялись переустроить бывшую Российскую империю на демократических и, что очень важно,  либеральных началах, на принципах подлинного равенства всех народов и наций. Задачу привлечения на сторону большевиков «облегчали» и черносотенные взгляды подавляющего большинства лидеров Белого движения, провозглашавших,  что для России хороша лишь «вера православная, власть самодержавная».

Способствовали успеху большевиков в борьбе за влияние на мусульман татарские революционеры, которые, будучи выходцами из мусульманской среды, зная культуру и обычаи мусульман, умело воздействуя на их массовое сознание  добились того, что значительная часть мусульман заняла либо нейтральную позицию в Гражданской войне, либо выступила на стороне большевиков. Численность мусульман  на территории страны по разным оценкам тогда  составляла от 6,5 до 20 млн. человек.

Это была сила, которая могла выступить и за, и против новой власти. Поэтому политика Советов по отношению к мусульманам сначала была исключительно гибкой, направленной на завоевание их симпатий, а также на «особую осторожность» и «особое внимание» к чувствам национальных меньшинств, как это и предписывала тогда программа РКП(б).

Был даже выдвинут лозунг: «За Советскую власть, за шариат». 

22 июля 1917 года (еще до Октябрьской революции) в Казани  на всеобщем мусульманском съезде была провозглашена «Национально-культурная автономия тюрко-татар Внутренней России и Сибири», во главе которой встал Садри Максуди. Автономия решением II Всероссийского мусульманского  военного съезда была объявлена Идель-Уральской автономной республикой со столицей в Уфе.  У республики была своя армия в 10 000 человек, солдаты которой принесли присягу в верности Национальному Собранию и получили от него национальное знамя. Однако, как пишет сам Максуди: «К марту 1918 года большевики захватили власть во всех губерниях вокруг Казани-Уфы: мусульманские солдаты и мусульманские управленческие учреждения оказались в плотном кольце большевиков. Взяв мусульманскую армию в плотное кольцо большевистские власти в середине марта  прислали приказ о ее самороспуске, однако мусульманские солдаты не хотели сдаваться без боя. Чтобы избежать напрасного кровопролития тюрко-татарское автономное Управление  употребило весь свой авторитет и согласилось на  роспуск армии. После военных настала очередь гражданских учреждений. Согласно декрету от 13 апреля 1918 года Управление Национально-культурной автономии было закрыто, а казна Управления арестована».

16 (29) ноября 1917 года была объявлена автономия Башкирии. В одном из первых документов автономии (приказ №1 Башкирского Национального Шуро (Совета) говорилось, что башкиры не признают Советскую власть  и сами хотят быть хозяевами своей собственной судьбы. После провозглашения башкирской  автономии было образовано национальное правительство и началось формирование армии. Во главе правительства встал Юнус Бикбов, во главе армии –Заки Валиди Тоган. Однако большевики захватили Оренбург и арестовали членов правительства. Оставшиеся на воле башкирские офицеры во главе с Амиром Карамышем смогли сформировать в горах Бурзян-Тангауровского кантона боевые отряды, которые совместно с казаками  в ночь с 3 на 4 апреля начали наступление на Оренбург и смогли освободить из большевистской тюрьмы членов правительства. Валиди занялся формированием повстанческих отрядов и с началом восстания Чехословацкого корпуса присоединился к  нему 27 мая. 1 июня от имени Башкирского правительства была объявлена мобилизация башкир. Были сформированы две пехотные дивизии и две бригады. Военный министр Временного правительства Западной Сибири Гришин-Алмазов даже предлагал Валиди чин полковника, но тот отказался, сославшись на то, что никогда не служил в армии не имел военного образования. Впоследствии секретарь ЦК РКП(б) Преображенский, принимавший активно участие в казни царской семьи  признал: «Причиной убийства Николая в те дни явилось совместное наступление на Екатеринбург башкир и чехов».

Вместе с Сибирским правительством и казахской Алаш-Ордой Валиди и его отряды сумели изгнать красных из Оренбурга и с Южного Урала. Совместными усилиями был создан башкиро-казахский корпус. Генерал Акулинин, один из руководителей оренбургского казачества так отзывался о мусульманских воинах: «Башкиры показали себя хорошими солдатами, сохранившими, несмотря на революцию, старую дисциплину и уважение к старшим».

Однако все резко изменилось после 18 ноября, когда при поддержке иностранных военных миссий адмирал Колчак провозгласил себя Верховным правителем России и сверг правительство Западной Сибири, а 1 ноября обнародовал приказ о ликвидации Казахского и Башкирского правительств и роспуске башкиро-казахского корпуса.

Из перехваченных сообщений, которыми обменивались между собой генералы Жанен (командующий французскими войсками в Сибири), Дутов и адмирал Колчак башкиры поняли, в какое трудное положение они попали. Они оказались  окруженными со всех сторон врагами — красными в Самаре и Актюбинске, Дутовым и Колчаком с востока, лишившись необходимых им поставок боеприпасов и снаряжения. У перехваченной башкирами у села Тавлинка команды полковника Емельянова, которая осуществляла миссию связи между Дутовым и Колчаком они нашли приказ об уничтожении башкиро-казахских войск и передаче Валиди и всего башкирского руководства военно-полевому суду.  В этой ситуации Валиди  и его друзья приняли решение пойти на мир с Москвой.

Башкиры и казахи послали своих представителей к большевикам, чтобы начать переговоры о мире. О том, что на самом деле было на душе у Валиди, красноречиво свидетельствует его письмо руководителям Алаш-Орды Ахмету Байтурсуну и Алихану Букейхану: «В эти дни  мы готовимся перейти на сторону Советов. Ждем только известий о принятии наших условий. Но, знайте, что этот переход – вынужденный шаг. Раз Колчак так враждебно относится к нам у нас нет другого выхода…Вы понимаете, что заключить мир с Советами – это не значит доверять им. Ибо доверять  их словам абсолютно невозможно. Поэтому, кто знает, может, мы снова отойдем от них и продолжим борьбу».

Ленин, Троцкий, Сталин и другие большевистские руководители широко разрекламировали переход башкир на их сторону. Сталин уже 2 марта 1919 г. выступил в «Правде» со статьей «Наши задачи на Востоке». В башкирской армии оставили прежних командиров, а некоторые ее части послали на Западный фронт. Однако мнения по башкирскому вопросу среди лидеров большевиков разделились. Ленин приказал предоставить башкирской армии оружие и боеприпасы. Сталин полностью изменил эту директиву. Но Троцкий отменил распоряжение Сталина и обеспечил башкир вооружением.

В марте 1919 г., вскоре после установления союза большевиков с башкирами, Валиди и другие туркестанские лидеры предложили создать в Центральной Азии партию «ЭРК». Эта партия должна была непосредственно входить в Коминтерн, минуя РКП (б), и препятствовать попаданию Туркестана под полное влияние Российской Коммунистической партии. Но Ленин отказался удовлетворить национальные запросы представителей мусульманских народов, и Валиди решил осуществить свои планы с помощью басмачей, чье движение уже набирало силу в Центральной Азии. 29 июня 1920 г. он покинул Москву.

Лето Валиди провел на центральноазиатских пастбищах, разрабатывая там свои планы. 1-5 сентября 1920 года он нелегально «посетил» съезд трудящихся Востока в Баку. Хотя его присутствие было негласным, Валиди находился в курсе всего, что происходило на съезде. Он «участвовал» в работе этого форума, разрабатывая проекты резолюций, которые писал и передавал по своим каналам. На конгрессе Коминтерна, собравшемся в Москве после отъезда оттуда Валиди, была распространена статья, подготовленная сотрудником Наркоминдела, одним из специалистов Коминтерна по Ближнему Востоку, Павловичем, предназначавшаяся для большевистских работников, которым предстояло работать на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Она не была вручена коммунистам-мусульманам. Сочувствующий последним один польский коммунист тайно передал эту статью сторонникам Валиди. В ней говорилось: «Поскольку у народов Ближнего Востока, таких, как арабы, турки, иранцы, афганцы, не развит капитализм и слабо классовое сознание, необходимо усугублять имеющиеся там общественные противоречия, например, религиозные, или противоречия и личное соперничество между торговцами и шейхами; языки этих народов еще не оформились, не устоялись, следует препятствовать созданию сильного объединяющего литературного языка; движения на сближение с простым народом неизбежно породят дробление языков, важно использовать это обстоятельство».

Важность этой статьи заключалась в том, что она: a) не была оглашена делегатам съезда; б) предусматривала использование большевиками той же тактики, что применялась царскими колонизаторами в) предполагала установить контроль над Туркестаном.

Прибыв в конце декабря 1920 года в Бухару Валиди и его сторонники  вступили в контакт с местными противниками большевиков, предложив им свою помощь в борьбе с Советской властью.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle