• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вековое наследие Османов в Китае

Время чтения: 4 мин
4956

28 апреля 1901 года полномочная делегация  официальных лиц Османской империи на австрийском пароходе отплыла из Стамбула, направляясь в Китай. Делегацию по личному поручению султана Абдулхамида II возглавлял Энвер-паша.

По прибытии в Шанхай в начале мая этого же года  он заявил представителям прессы, что приехал с посланием мира от самого султана. И в этом была правда. Дело в том, что в это время в Китае произошло так называемое «Боксерское восстание» против политики, проводимой в стране западными державами. Европейские страны: Англия, Франция, Австрия, Германия, Россия и присоединившаяся к ним Япония послали на подавление этого восстания свои войска и хотели чтобы так же поступила Османская империя.

Султан же, со своей стороны не хотел провоцировать негативной реакции мусульман Китая, которых к тому времени там насчитывалось около 50-60 миллионов, и отказался посылать туда войска. Поэтому немецкий кайзер Вильгельм II попросил султана, чтобы тот направил туда делегацию авторитетных официальных лиц, которые смогли бы уговорить своих китайских единоверцев  прекратить поддерживать восставших.

Известный своей дипломатичностью султан Абдулхамид II придумал, как с одной стороны не испортить германо-османских отношений, а с другой попытаться завоевать симпатии китайских мусульман. Получив официальное разрешение шейхуль-ислама Джемалетдина-эфенди, он послал делегацию с «насихатом» - религиозным наставлением или советом в Китай. В состав делегации были включены  богослов Мустафа Шюкрю-эфенди и известный военачальник Бинбаши Назим-бей.

Делегация посетила регионы страны, где проживало много мусульман, среди которых распространялась декларация «халифа всех мусульман» - османского султана, переведенная на китайский язык. На пятничных молитвах богословы – члены делегации произносили хутбу от его имени. 

Иностранные послы с тревогой наблюдали за действиями османской дипломатической миссии. Вот что писал, например, французский посол своему министру иностранных дел: «Любое панисламское движение в Гуанкси, Гуандонге и особенно в плотно населенном мусульманами районе Юннана может быть опасным …Само присутствие оттоманской делегации может стать сигналом для пан-исламских движений, за которыми мы следим самым пристальным образом…».

Неудивительно, что послы иностранных держав полностью бойкотировали османскую миссию и даже посол Германии отказался поддерживать с ней контакты.

Тем временем османская делегация в ходе своего четырехмесячного пребывания в Китае начала испытывать финансовые трудности.

Удивительно, но помощь пришла с двух неожиданных направлений: сначала Россия, отношения которой с западными странами обострились в ходе подавления восстания, предложила свою помощь. Затем по личному приглашению царя, приславшего Энвер-паше телеграмму , османская делегация, получив на это разрешение из Стамбула, посетила Россию.

С другой стороны Австрия оказала помощь, учитывая, что супруга Энвер-паши была уроженкой этой страны. 

Абдухамид II, находясь во главе дряхлеющей империи, очень нуждался в союзниках и поэтому посылал своих верных людей для их поиска  в разные страны мира. После миссии Энвер-паши и его обнадеживающих сообщений Китай посетил особо приближенный к султану и, по некоторым источникам, глава разведывательной службы империи Мухаммад Али. Он встретился с  лидером китайских мусульман того времени имамом Ванг Хаоренгом, который слыл среди них реформатором.

Хаоренг был глубоко впечатлен  реформаторской деятельностью  Абдулхамида  II, и после совершения хаджа в 1906 году в сопровождении одного из своих студентов Ма Дебао посетил Стамбул, где встретился с султаном.

Он подарил имаму 1000 книг, которые были предназначены в подарок китайским мусульманским богословам и выразил желание открыть исламский университет в Пекине. Со своей стороны Ванг Хаоренг выразил готовность сделать все, что в его силах, чтобы пожелание султана воплотилось в жизнь.

По приказу султана через год после встречи с Хаоренгом два преподавателя - Али Реза-эфенди  и Муаллим Бурсали Хафиз Хасан-эфенди были посланы в Пекин.

В 1908 году,  стараниями китайских мусульман в Пекине был открыт университет «Хамидийя».

Таким образом султану удалось выполнить задуманное и наладить прочные связи между мусульманами Османской империи и Китая.

Здание университета, расположенное рядом с мечетью Ниюдзие в пекинском районе Хуаньву до сих пор находится в хорошем состоянии, хотя во времена правления маоистского режима оно было перепрофилировано под обычную школу. Местные мусульмане хотят добиться разрешения вновь открыть в нем исламское учебное заведение.

И хотя сегодня имя султана Абдулхамида II не произносится на хутбах в мечети Ниюдзие, здание бывшего университета Хамидийя является молчаливым памятником османо-китайским отношениям и напоминанием об удивительной одиссее османских посланников, приехавших к своим единоверцам в Китай более сотни лет назад.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle