Важность бумаги
Известно, что бумагу изобрели китайцы более 2000 лет назад, а мусульмане узнали про нее в 8 веке, когда пришли в Центральную Азию и переняли технологию ее изготовления.
Согласно мусульманским источникам первая фабрика по производству бумаги была организована в 8 веке в Багдаде при аббасидском халифе аль-Мансуре, или как его ещё называли, Харуне ар-Рашиде. Вскоре там же возник рынок по ее продаже –Сук аль-варакин. Изготовление бумаги широко распространилось в Ираке, Сирии, Египте, Северной Африке и мусульманской Испании. Так, например, в марокканском Фесе в 12 веке было 472 бумажных фабрики.
Европейцы переняли искусство изготовления бумаги у испанских мавров, поэтому не удивительно, что в Европе оно ассоциировалось с арабами. В английском языке, например, бумажная стопка обозначается словом ream. Оно в свою очередь образовано от арабского «ризма», что означает «связка, пучок». Это слово попало в английский через испанский язык, где слово resma имеет то же самое значение.
В Персии бумагу назвали «кагаз» от китайского «гузи».
Налаживание арабами изготовления бумаги привело к настоящей революции в развитии европейской цивилизации. До этого большая часть документов за пределами Азии писалась на пергаменте (растянутых и высушенных шкурах животных) или на свитках папируса. Изготовление и того и другого материала было трудоемким и дорогостоящим процессом. Кроме этого бумага обладала еще одним преимуществом – на ней было легче писать.
Аббасиды не замедлили воспользоваться этими преимуществами бумаги. В созданном ими в Багдаде Доме Мудрости (Бейт аль-хикма) они переводили и записывали на бумагу труды греческих, персидских и индийских ученых, хадисы и законы шариата, которые до этого существовали преимущественно в устном виде.
Увеличивалось количество библиотек, которые играли ключевую роль в распространении знаний.
Однако мусульмане с течением времени стали отставать от европейцев в этом деле после того как немцем Иоанном Гутенбергом в 15 веке был изобретен и разработан метод книгопечатания.
К 16 веку из всех мусульманских стран изготовление бумаги существовало лишь в Турции, Индии и Персии. В 19 веке европейцам и в голову не приходило, что они переняли методику изготовления бумаги у мусульман. Более того, в Египте даже был утрачен способ изготовления папирусов.
Дело было в том, что растение papyrusceperus, которое росло в долине Нила и использовалось для изготовления писчих папирусов, к тому времени вымерло, и его в Египте возродили французы в 1872 году, привезя из своих ботанических садов.
В течение долгого времени мусульмане не проявляли никакого интереса к книгопечатанию, так как упрощение процесса изготовления книг затрагивало интересы многочисленных переписчиков и каллиграфов.
Лишь в 1717-1727 году Ибрагим Мютеферрика –венгр из Клуж-Напоки, принявший ислам смог наладить книгопечатание в Османской империи. При этом ему пришлось преодолевать активное сопротивление улемов, возражавших против того, чтобы арабский алфавит был применен для печатания книг типографским способом.
У Ибрагима уже был опыт печати на бумаге: в 1719 году он изготовил клише и отпечатал карту Мраморного моря, а в 1727 году — карту Чёрного моря.
Уже в 1726 году Ибрагим Мютеферрика составил записку "Способ книгопечатания", которую передал великому визирюИбрагим-паше, чтобы он ознакомил с ней султана. Мютеферрика просил разрешить открытие в столице типографии для перепечатки рукописных книг. По аргументации Мютеферрикитипография позволила бы увеличить число полезных книг, переиздать множество редких сочинений, исправить многочисленные ошибки, встречающиеся в рукописных работах, сделать их дешевле.
Ибрагима поддержал Мехмед Саид-эфенди - сын османского посла Йирмисекиза Мехмеда-эфенди, побывавший с отцом в поездке во Франции в качестве секретаря посольства.
В рамках преобразований в Османской империи, известной как «Эпоха тюльпанов», датируемой 1718-1730 годами, когда Османская империя после пребывания своих дипломатических миссий в европейских странах начала перенимать технические достижения из Европы, была организована первая мусульманская типография в Стамбуле. (В конце XV века в Османской империи сложилась довольно многочисленная еврейская община изгнанников из Испании и Португалии, которые создали первые типографии: в 1494 году (или 1504 году) - в Стамбуле, в 1510 году - в Салониках, в 1554 году в Эдирне, в 1646 году - в Измире.В XVI веке были основаны армянские типографии).
В итоге султан Ахмед III подписал фирман, разрешающий построить типографию и печатать книги на турецком языке по всем вопросам, кроме религиозных. Также типографиям, которыми владели христиане, запрещено было печатать книги на мусульманскую тематику. Однако типография Мютеферрикифункционировала недолго: после восстания Патрона Халила в 1730 году все европейские новшества были ликвидированы.
За годы своего существования типография Мютеферрики выпустила 17 произведений в 23 томах общим тиражом 12700 экземпляров.
Запрет на печатание Корана был снят лишь в конце 18 века после изобретения литографии (способа переноса оттиска с гладкой формы на бумагу).
Трудно переоценить значение бумаги для развития исламской цивилизации. До 8 века знания передавались преимущественно устно. Затем они стали фиксироваться на бумаге и это сделало возможным их передачу без искажения следующим поколениям мусульман. Книгопечатание стало новым шагом вперед в деле распространения знаний. Теперь каждый мусульманин, нуждавшийся в знаниях, мог получить необходимые ему книги и учебные пособия.
Ильдар Мухамеджанов