«В песках все - басмачи». Вооруженная борьба в Средней Азии в 20-30-х годах прошлого века
Сразу после Октябрьской революции 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, 27 ноября было объявлено о создании Туркестанской автономии во главе с Туркестанским Временным Советом.
Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года провести выборы в парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного избирательного права. Две трети мест в парламенте предназначались депутатам-мусульманам, а одна треть — представителям немусульманского населения.
По-иному вели себя большевики: в образованном с Туркестанской автономией в одно и то же время правительстве Туркестанской Советской Республики, с центром в Ташкенте не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Фёдор Колесов, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации».
В январе 1918 года властям Туркестанской автономии был предъявлен ультиматум о признании власти Советов.
Правительство автономии отказалось его принять. Для ликвидации Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, под командованием Константина Осипова. В их состав также входили вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей.
Ответом на действия большевиков стало возникновение партизанского движения местных жителей, которое в советской историографии назвали басмачеством.
Первые отряды басмачей во главе с Иргашем появились в конце 1917 года в Коканде. Весной 1918 басмачи развернули активные действия в районе города Ош. Осенью 1918 в восточной части Ферганской области выступили басмаческие отряды Мадамин-бека. Главной ареной басмаческого движения в Туркестане в 1918-20 годах стала Ферганская долина. В августе 1919 командир «Туркестанской мусульманской белой гвардии» Мадамин-бек заключил военно-политическое соглашение о совместных действиях против Советской власти с командующим Крестьянской армией К. Монстровым (Южная Киргизия). Наибольшего развития достигло басмачество в сентябре-октябре 1919 года, когда объединённые вооружённые силы ферганских басмачей и Крестьянской армии захватили Ош, Джалал-Абад, блокировали Андижан и стали угрожать Фергане. Советские войска Туркфронта (командующий М. Фрунзе) к началу марта 1920 года разгромили басмаческую армию.
Летом и осенью 1920 года в Фергане снова участились налёты басмачей под предводительством Курширмата. К апрелю 1921 в Фергане оставалось до 7 тысяч басмачей, в Бухаре около 7 тысяч и в Хиве 1 тысяча.
В октябре 1921 в Бухару прибыл бывший военный министр Турции Энвер-паша, отстаивавший лозунг объединения всех народов, исповедующих ислам, в единое среднеазиатское мусульманское государство. Ему удалось объединить разрозненные отряды басмачей в армию (около 16 тысяч человек), которая весной 1922 захватила значительную часть территории Бухарской народной советской республики. Однако 4 августа 1922 года он погиб в бою с частями Красной армии.
В корне неверно утверждение о том, что исключительно все басмачи были выходцами из местной аристократии. Например, один из ближайших сподвижников Энвер-пашиТангриБерды происходил из бедных дехкан и до 1920 года батрачил на баев в различных аулах Кашкадаринской области. В 1920 году он вступил в отряд курбашиДжабарбека и к 1924 году он уже командовал отрядом басмачей. В отряде у него, кроме всего прочего состоял бывший красноармеец Илья Деливеров, перешедший на сторону басмачей, принявший ислам и имя Мусульманкул. Обстановку, сложившуюся в то время в СреднейАзии в свете борьбы с басмачами четко характеризуют письма ТангриБерды, отправленные советским активистам, из числа местного населения, поддерживающим Советскую власть. «…Вы, как умные люди, должны подумать и понять, что власть никому хорошего ничего не сделала.
Друзья мои, настоящая власть - власть вредная - негодяи, продающие своих жен, власть, торгующая кровью. Мы видим, что сейчас власть дает оружие мусульманам для того, чтобы мы друг друга убивали, уничтожали и пили свою кровь и ели друг другу мясо. Власть вооружает нас, а мы, как глупые, деремся друг с другом, убиваем друг друга, уничтожаем свои дома, а власть смотрит на это, как будто на какую-то тамашу, радуется, что мы, мусульмане друг друга провожаем на тот свет. Вы подумайте, что власть сейчас старается приблизить вас к себе, но вы, насколько бы не были преданы ей и сколько б не пролили крови - в конце концов останетесь в дураках.
Власть старается вас из нашей мусульманской веры перевести в свою веру. Эта власть, торгующая кровью. Она хочет нашу веру уничтожить. Женщин наших старается открыть, чтобы последние находились вместе с мужчинами. Прочитав это письмо, вы можете меня считать другом или врагом - это дело ваше…Вы, имея оружие, полученное от власти, употребляете его для того, чтобы бороться с нами, но мы имеем еще надежду, что вы, мусульмане, одумаетесь, сдадите оружие, займетесь своим делом - дехканством или же с оружием в руках перейдете на нашу сторону».
В другом письме он беспощадно обличает борцов за «Советскую власть, за шариат»: «Если вы очень справедливые, честные мусульмане, почему вы выезжаете вооруженными в кишлаки, обижаете мусульман и их жен, берете женщин за женские груди и забираете их скот и имущество. Если вы справедливые мусульмане и идете по указанию Бога и по законам пророка Мухаммеда, зачем вы убиваете мужей мусульманских женщин и забираете мусульманок до истечения срока, указанного в шариате, до истечения которого они не могут вновь выходить замуж. Мы убиваем таких людей, которые продают свою душу за золото, и которые творят поступки, противные шариату».
В 1922 году, напуганные восстаниями мусульман в Бухаре и Хиве большевики пошли на уступки, восстановив ранее ликвидированные в Средней Азии шариатские суды, вернув мечетям и медресе отобранное имущество, восстановив институт вакфов и пятницу вместо воскресенья в качестве выходного дня, а так же выборность имамов. Декретами ВЦИК РСФСР от 17 марта и 11 сентября 1923 г. было разрешено преподавание основ исламской религии для молодежи.
Басмачество было той силой, с которым большевикам приходилось волей-неволей считаться.
Стремясь лишить басмачей поддержки и переключить внимание масс с борьбы против безбожной власти, большевики провели национально-территориальное размежевание, создав в некогда едином Туркестане разные национальные республики. При этом, большевики с целью противопоставить друг другу разные этносы, разделили территорию между вновь созданными республиками: территория Ферганской долины, до революции в основном бывшей в составе Кокандского ханства была поделена между Узбекской ССР, Таджикской АССР и Кара-Киргизской автономной областью в составе РСФСР. Земли, примыкавшие к северу от Ферганы, также исторически входившие в Кокандское ханство также были переданы Киргизской АССР. Когда вместо автономий были образованы союзные республики, эти территории были окончательно за ними закреплены.
Одновременно были предприняты попытки представить антисоветские движения как марионеток английского империализма, которые выступают против освобождения мусульманских народов.
Так, созданное в 1923 году с разрешения НКВД в Ташкенте духовное управление мусульман «Назарат-и-диния» в своем «Обращении ко всем мусульманам» заявляло: «…Мы предаем проклятию…лакеев английских империалистов…как за рубежом, так и на нашей территории. Мы призываем все сознательное и честное духовенство последовать нашему примеру и предать проклятию иностранных империалистов и их прислужников».
К концу 1924 года большевикам удалось подавить основные очаги сопротивления басмачей в Ферганской долине и прилегающих к ней высокогорных Алайской и Арцинской долинах, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости, хотя вспышки военных действий происходили на протяжении 30-х годов.
В 1925 году в Средней Азии началась земельно-водная реформа, а в начале 30-х годов начали сказываться последствия коллективизации: собранное зерно накапливалось в ссыпных пунктах, а затем вывозилось, а самим крестьянам оставляли только прожиточный минимум.
Коллективизация также сильно повредила традиционные торговые связи. Обычно к осени кочевники-туркмены приходили из Каракумов к границам «оседлой полосы» и меняли шкуры и мясо на зерно, муку, соль, чай и многое другое. Теперь они не получали ничего.
Более того, большевики решили насильно перевести их к оседлому образу жизни: оставилив степях и пустынях небольшие бригады пастухов, а всех остальных отправили на хлопковые плантации -хлопок был стратегическим сырьем для изготовления пороха и взрывчатки.
Все это вызывало взрыв возмущения местного населения. По поводу этого один из московских партийных функционеров откровенно написал: «Нас спасает только забитость местного крестьянина, за века привыкшего к постоянным издевательствам властей».
В апреле 1931 года вновь активизировался один из лидеров басмачей Ибрагим-бек. Для борьбы с ним была организована Таджикская группа войск. Военные действия велись с применением танков и авиации и закончились в конце июня полным разгромом басмаческих отрядов.
Одновременно активизировались басмачи в Туркмении. Против них в августе месяце начались активные боевые действия. Красным летчикам приказали обстреливать и бомбить все подряд. Авиаудары наносились по скоплениям людей, скоту и любым строениям. Уничтожение скота объяснялось стремлением лишить басмачей источников питания. Приказ, отданный им,формулировал это так: «В песках все - басмачи».
После ликвидации крупных формирований басмачей они ушли на сопредельную территорию –в Афганистан, но периодически оттуда продолжали вторгаться на территорию среднеазиатских республик. Спорадические столкновения и вспышки боевых действий продолжались по всей территории Средней Азии практически до конца 30-х годов.
Последняя крупная войсковая операция против басмачей, проведенная на Памире, датируется летом и осенью 1937 года.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году советское правительство потребовало разоружения находившихся на территории Афганистана басмачей. Афганские власти, опасаясь оккупации своей страны, подобно проведённой СССР оккупации Ирана, разоружили, проживавших на их территории басмачей и лишилиих верховых лошадей.
Потомки басмачей проживают в Афганистане по сегодняшний день.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.