В его словах присутствует истина и твердая убежденность
В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время.
Автор одного из воспоминаний - сын великого ученого Бурханутдин Марджани. Известно, что отец возлагал на него большие надежды, видел в нем искреннего и близкого по духу человека, бескорыстного помощника, а также продолжателя династии ученых и богословов.
Как сейчас слышу голос отца, призывающего человека, занятого важным делом: «Не спешите, обдумывайте все тщательно!» Он любил повторять, что человеку трудно в одно и то же время выполнять два дела. В памяти моей сохранилась притча, которую как-то рассказал отец. Однажды некто, прогуливаясь у себя в саду, заметил проходящего мимо весьма уважаемого человека, который направлялся по берегу водоема. В знак признательности садовод решил презентовать этому человеку арбуз из своей бахчи, одновременно у него во рту набралось много слюны, и он пожелал сплюнуть в реку, получилось так, что в замешательстве, запустил арбуз в реку и угодил своим плевком в лицо незнакомца. Этот почтенный человек в недоумении произнес: «Не отрицаю, может в чем-то и провинился перед вами, однако в чем вина этого арбуза, который по вашей милости выброшен в воду?»
Подобных историй можно привести великое множество, потому ограничусь упомянутыми выше.
Каждое сочинение Марджани написано изящным слогом и имеет глубокий смысл. В его книге «Назуратель хак» отмечено: «В том случае, когда некто, противореча истине, промолвит неуместное слово по отношению к Создателю и выскажется в том духе, что «следование доводам является обязанностью мужтахида (ученого, способного выносить хукмы)», а для того, кто последует за этим мужтахидом и его хукмами главным доводом являются слова этого ученого. Ведь порой бывает трудно вникнуть в смысл доводов ученого и остается только следовать за ним. Однако это, безусловно, не значит, что необходимо следовать за каждым, кто даже не является мужтахидом и в то же время не следует понимать, что запрещается рассматривать каноны Шариата, чтобы уяснить их самому».
В этих словах присутствует истина, в них сквозит твердая убежденность и сильная уверенность и, как мне кажется, было бы более приемлемо, если бы в подобных отрывках скрытая истина оставалась не ясной, и соответствовало бы духу времени и содержанию сочинения.
Потому как, во-первых, большинство авторов распространенных книг по фикху были и считались последователями. Тексты их сочинений и пояснения не содержали противоречий и предположительно были заимствованы у предшественников, а потому нет полной уверенности в искренности этих авторов. Вызывает сомнение и в пользе этих трудов. Авторы упомянутых книг, притом, что они не являются мужтахидами, были вынуждены заниматься механическим переписыванием вместо толкования норм Шариата. И в этом они значительно преуспели.
Во-вторых, наши современники не способны по достоинству оценить всей глубины исследований книги «Назуратель хак». Даже те из них, кто попытается вникнуть в доводы, приведенные автором труда по причине узости своих воззрений. Для них проще всего подвергнуть критике и тем самым показать свою смелость в суждениях, ведь это для них так привычно. В отличие от ученых прошлого такое не скажешь, например, об имаме Ибн Хатибе Рази – авторе многих сочинений или нашем современнике – ученом аш-Шейхе Мухаммеде Абдо или Джамале Афгани, которые часто прибегали к заимствованиям из книги «Тафсире Кабир».
Упоминание о них в благожелательном тоне будет способствовать установлению взаимопонимания и согласия в обществе. В основе моих сомнений и опасений лежит нежелание причинить зла своим оппонентам. Если бы был жив отец, милость ему Аллаха, с его помощью можно было бы все уяснить и получить обоснованные ответы на все вопросы.
В завершении несколько слов об этой биографии, никак не претендуя на какую-либо научность своих заметок, я не мог оставаться безучастным к просьбам близких друзей отца, а также его товарищей и осмелился написать все, что хранилось в моей памяти. Вполне естественно, что каждый человек предрасположен совершать ошибки и его память весьма ущербна. Не случайно поэтическая строка гласит:
Людьми забыт, а потому меня окутало забвение.
Кто вспомнит обо мне, я буду весь в их мыслях обо мне...
Передал Бурханутдин Мухаммад ибн
Шигабутдин Харун аль-Марджани,
Пусть Аллах Та’аля будет доволен им и воздаст должное всем его деяниям и сделает так, чтобы его будущее было добрее, чем прошлые дни!
Islam-Today