"В домах наших мусульман напрочь отсутствует все недозволенное, веет только свежестью и чистотой..."
Завершаем публикацию путевых заметок корреспондента газеты «Юлдуз» за 18 января 1917 года, в которых затрагиваются проблемы духовного просвещения и воспитания, состояния учебных заведений, быта и условий проживания шакирдов и мугаллимов. Вопросы эти не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Как известно в прошлом году по инициативе Шакира эфенди Хакимова в Бугульминское земство был принят выходец из дворянского сословия по имени Ильдархан. В его обязанность входила инспекция мусульманских учебных заведений по примеру Хади эфенди Кильдебеки, который трудится инструктором в Мензелинском уезде. Однако в отличие от последнего указанный господин не смог развернуть свою деятельность, так как вел себя очень официально и относился к людям с прохладцей. Это служит лишним доказательством того факта, что человек дворянского происхождения, не получивший навыков общения с простолюдинами и оторванный от народной среды не в состоянии что-либо сделать для исправления и развития национальной школы и медресе. Как следует понимать, назначение данного лица на сию должность было спонтанным и не совсем продуманным.
В настоящее время Ильдархан на воинской службе, а место его вакантно. Следует также заметить, что в Бугульминском уезде зримо ощущается потребность в кадрах, которые неравнодушны к вопросам просвещения и национального воспитания, прогрессивных взглядов на эти проблемы. Здесь нужны люди, которые когда потребуется, проявят самоотверженность и принципиальность. Ведь от них будет зависеть и создание стройной школьной программы, и обеспечение учебных заведений всем необходимым. Если же будет написана такая учебная программа, и соответствующие ей школьные учебники и учебные пособия, то имамы Бугульмы и всего региона готовы преобразовать свои учебные заведения. В настоящее время кроме знаменитого действующего медресе в селе Байрака и еще пары учебных заведений, являющихся исключением, в этих краях нет таких школ и медресе, которые отвечали бы требованиям времени.
В поездке по сельским окраинам и тамошним учебным заведением мы укрепились в мысли, что бесхитростная и лишенная условностей жизнь простолюдинов имеет ряд своих преимуществ и прелестей. Именно здесь отчетливо представляешь истинную цену простым и доступным продуктам, в условиях нынешней дороговизны, когда тебя принимают с такими почестями, как «посланника Всевышнего». Достаток и чистота в домах, обилие предметов обихода и одежда – все по-настоящему потрясает и удивляет! В домах наших мусульман напрочь отсутствует все недозволенное, веет только свежестью и чистотой. Этот быт не идет ни в какое сравнение с той пустыней, усеянной колючками и безысходностью, которая ощущается на аравийской земле.
Тем более такая безысходность подталкивает к лености и бездействию, отрешенности от повседневных забот, жизни в свое удовольствие и праздным рассуждениям о том и о сём. Такое беззаботное существование отдаляет человека от тяжелого физического труда и приучает к мысли, что все это противное природе человека и совсем ненужное предприятие. Внедрение в души и сердца наших соплеменников подобных мыслей и устремлений восточного менталитета и образа жизни арабов будет весьма нежелательно и лишит наш народ непреходящих ценностей. На наш взгляд, было бы приемлемым воспринять из восточной жизни все положительное и не утерять свое, самое ценное, что нарабатывалось предшествующими поколениями наших прадедов. Восточная культура, опыт воспитания и образования внедряются через учебные школьные программы мектебов, медресе и есть смысл вести целенаправленную и активную работу в этом направлении.
Islam-Today