• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тотальные гонения на веру: как пытались ослабить позиции ислама в Среднем Поволжье

Время чтения: 4 мин
1072

Фото: Morphart Creation / Shutterstock.com.

Фото: Morphart Creation / Shutterstock.com.

От гонений к терпимости: отношения российского государства с исламом

Помимо опасности восстаний внутри страны правительству необходимо было учитывать и внешнеполитический фактор в лице Турции. В 1570 г. посол Ивана IV Иван Новосильцев сообщал султану Селиму II (1566–1574): «… теперь государь наш посадил в Касимове-городке царевича Саип-Булата, мизгити (мечети) и кишени (кладбища) велел устроить как ведется в бусурманском законе, и ни в чем у него воли государь наш не отнял; а если б государь наш бусурманский закон разорял, то не велел бы Саип-Булата среди своей земли в бусурманском законе устраивать».

В 1584 г. в Стамбул был отправлен посланник Благов с целью известить султана Мурада III (1574–1595) о восшествии на престол царя Федора Ивановича. В письме к султану особо подчеркивалось, что «вере магометанской нет нигде тесноты в России».

Иван IV Васильевич Грозный. Портрет из "Титулярника". 1672 г. Литография.

Иван IV Васильевич Грозный. Портрет из "Титулярника". 1672 г. Литография.

Другим фактором, оказывавшим сдерживающее влияние, был военный. Татарские конные отряды составляли значительную часть русского поместного войска и принимали участие во всех крупных военных кампаниях России второй половины XVI – XVII вв. Тотальные гонения на веру предков могли оттолкнуть служилых татар от воинской службы, в чем государство не было заинтересовано. Не случайно после 1552 г. оно сохранило привилегии и земельные владения татарских служилых людей, проявивших лояльность русскому царю. Более того, государство долгое время смотрело сквозь пальцы на наличие у помещиков-мусульман православных крепостных.

Власти были вынуждены мириться с сосуществованием в Казанском крае разных правовых систем. Официальное судопроизводство осуществлялось по Судебнику 1550 г., царским указам и наказам городовым воеводам. В «иноверческой» же среде продолжали действовать нормы шариата и местное обычное право.

Однако государство всячески создавало благоприятные условия для православных миссионеров – наделяло монастыри огромными земельными наделами, а также предоставляло льготы и привилегии крестившимся «иноверцам», всячески ограждало их от влияния последователей ислама.

Учреждение Казанской Епархии Иваном Грозным и Митрополитом Макарием. XVI в.

Учреждение Казанской Епархии Иваном Грозным и Митрополитом Макарием. XVI в.

Уже в 1550-е гг. мусульман и язычников, совершивших уголовные преступления, стали освобождать от наказаний в обмен на принятие христианства. Эта практика сохранялась до начала XX в., достигнув крайней степени выражения в указе 1741 г. «Об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убийствах или других тяжких винах, за восприятие веры греческого исповедания». 

В зависимости от исторических условий менялись и формы стимулирования нерусского населения к принятию православия, приобретя максимальный размах в середине XVIII столетии. Наиболее действенной мерой в арсенале миссионеров было освобождение крестившихся от государственных сборов и повинностей. Оно предоставлялось на определенный срок, как правило, три года. Некоторые льготы носили бессрочный характер, например, освобождение от лашманской повинности, установленное сенатским указом от 7 декабря 1748 г., для тех служилых людей из числа татар, мордвы и чуваш, «кои восприняли веру грекороссийского исповедания».

С целью ослабления позиций ислама издавались указы, предписывавшие властям на местах уничтожать мусульманские мечети, силой удерживать в христианской вере новокрещеных, склонявшихся вернуться к прежним верованиям, строго следить за соблюдением ими православной обрядности. Поощрялись браки между крестившимися «иноверцами» и русскими людьми, приглашение последних восприемниками при крещении детей и т.п.

"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

 

Социальные комментарии Cackle