• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тонкости обучения исламским наукам в Османских медресе

Время чтения: 4 мин
2464

А вы знаете, чему учили студентов османских медресе? Какие книги были настольными у них, а на какие предметы и области знаний делался особый упор? Что, помимо религиозного наполнения, также входило в академическую программу? Именно об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Безусловно, студенты медресе Османской империи должны были не только читать определённые книги религиозного характера, но также знать синтаксис, логику, разбираться в хадисах и комментариях к Корану. Что же касается светских наук, то среди них обязательным было наличие математических наук, философии и юриспруденции. Конечно, сейчас, спустя столько веков, мы не можем со стопроцентной точностью восстановить учебные планы тогдашних медресе. Но мы можем составить хотя бы приблизительный набросок, опираясь на биографии учителей и учёных, а также сохранившихся уставов распорядка медресе. 

С самого начала своего обучения и вплоть до его завершения ученик Османского медресе должен был прочитать и запомнить немалое количество книг в различных областях знаний. Конечно, есть определённые различия в отношении предметов, которые студент должен изучать, в зависимости от конкретно взятого медресе, от конкретной эпохи обучения. Проследить за всеми этими изменениями можно, изучив биографию Таскепризаде Ахмеда Б. Исамеддин, жившего в XVI веке, и те предметы, которые он преподавал в качестве устаза. Нелишним будет изучить и деятельность Кятиба Челеби (это уже XVII век).

Если и этой информации недостаточно, то можно обратиться к довольно закрытому и малоизвестному источнику – «Kevâkib-i Seb'a» («Семь планет»), который был написан в XVIII веке (1742) по просьбе французского посла в Стамбуле Маркиза де Виллануэва. Почерпнуть интересные сведения о методах обучения в медресе можно также из книги итальянского аббата Тодерини под названием «De La Littérature des Turcs». Если вы хотите узнать об особенностях получения образования в XIX веке, то для этого как нельзя кстати подойдёт автобиография Ахмеда Джевдет-Паши.

По-видимому, если верить исследованиям специалистов, учебники, используемые для обучения в медресе, были в первую очередь подготовлены таким образом, чтобы дать каждому мусульманину знания, необходимые для решения религиозных и мирских вопросов. Логично, что самой главной целью образования в медресе было обеспечение воспитания мусульман знающими и высоко нравственными людьми.

Юридический кодекс (кануннаме) периода правления Сулеймана Великолепного указывает, что крайне важно понять тайну творения, создать государство, которое действует упорядоченно, раскрыть реальности мира, чтобы обеспечить вечный порядок в мире и благополучие человечества. А для того, чтобы всё это можно было реализовать в нашем мире, необходимо постичь Вселенную, созданную Богом, а также изучить учения пророков. В той мере, в какой это может быть ясно определено из кодекса, написанного в стиле, используемом для официальных документов в этот период, взгляды османских правителей в отношении образования указывают на тот факт, что первоначально образование включает в себя стремление к науке и мудрости, а уже только потом изучение сущности добродетели, таланта, религии, а также развитие человеческих способностей. Османский султан нёс личную ответственность за выполнение плана обучения.

Примечательно, что в процессе обучения книги, которые читал студент, были упорядочены определённым образом. Первыми тремя в списке были морфология (сарф), синтаксис (нахив) и логика (мантик). Последние две включали в себя хадисы и комментарии к Корану (тафсир). В промежутке же между ними изучались такие предметы, как ораторское искусство (Адаб-и бахс), проповедь (вааз), риторика (белагат), философская теология (Келам), философия (Хикмет), юриспруденция (фиких), наследственность (феряз), догматы веры (Акаид) и юридическая теория и методология (усул-и фиких).

Труд «Kevâkib-i Seb'a», о котором говорилось выше, даёт нам очень ценную информацию о том, каким образом ученики продолжали свои занятия. В работе говорится, что у студентов было пять занятий в неделю. Автор также сообщает нам, что студенты тратили на подготовку к уроку порядка 8-9 часов. Выученный материал они рассказывали учителю на следующий день, делились своей точкой зрения, вступали в дискуссию с устазом. После тщательного анализа и изучения урока ученики возвращались в свои комнаты и продолжали заниматься до тех пор, пока приходило время следующего урока.

Математические науки, такие как арифметика, геометрия, алгебра и астрономия, а также естественные науки, такие как классическая физика, тоже преподавались в османских медресе. На это указывают изученные биографии преподавателей.

Вот что говорится в одной из работ, посвящённых изучению принципа работы османских медресе: «Поскольку такие книги, как Серх Аль-Мевакиф и Серх Аль-Макасид, относятся к теологии (Келам), они содержат все вспомогательные науки: Божественную философию, астрономию, геометрию и арифметику. Геометрия и арифметика легко воспринимаются, поэтому они не требуют большого глубокого размышления, не изучаются как отдельные предметы. Они берутся вместе с вышеупомянутыми науками...

Астрономия же предполагает использование способностей воображения и предположений, что делает её более сложной наукой, чем геометрия. Поэтому астрономию изучают отдельно. Общеизвестно, что учёные не устают от темперамента студентов и всегда дают им выходные дни по вторникам и пятницам, чтобы поддержать рвение молодых к знаниям и дать необходимый отдых. Студенты используют эти два дня для подготовки необходимых им материалов, а летом отправляются в поездки и на пикники. Даже там они не сидят сложа руки, а обсуждают арифметику, геометрию, астролябию, землеустройство, индийскую, коптскую и эфиопскую арифметику, пармак хисаби (счеты), механику и другие подобные науки. Зимой они уделяют свободное время решению загадок (муамма), мукадарату (измерению и сравнению), истории, поэзии».

Из труда «de la Littérature des Turcs», написанного Тодерини, который жил в Стамбуле с октября 1781 по май 1786 года, мы узнаём, что там были и учителя, обучающие маленьких детей геометрии. Автор говорит, что дважды посещал медресе Валиде и заметил, что ученики собрались послушать урок геометрии, а использовали они переведённый на арабский труд Евклида.

Эндурун: история величайшего в мире медресе

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle