• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Воспоминания Сулеймана Аитова: "Каюм Насыри надевал шубу мехом наружу..."

Время чтения: 2 мин
7220

 

14 февраля исполнилось 195 лет со дня рождения великого татарского просветителя Каюма Насыри (1825-1902). Каюм Насыри был разносторонне образованным человеком. Написанные им работы посвящены татарской литературе, языку, истории, этнографии и эпиграфике. Кроме того, он занимался составлением учебников и календарей. Из-под его пера вышли также труды по математике, географии, ботанике, медицине, ювелирной работе и др. Несмотря на то, что его наследие, на первый взгляд, довольно хорошо изучено, есть еще много малоизвестных материалов, посвященных его жизни и работе.

Мы начинаем цикл статей, посвященных жизни и творчеству этого великого человека. В данной статье публикуются воспоминания Сулеймана Аитова (1862-1922) - известного татарского купца, общественного деятеля и мецената.

Купец первой гильдии Сулейман Аитов являлся потомком казанского мурзы Замана, был действительным членом Общества истории, археологии и этнографии при Императорском Казанском университете, литератором и крупнейшим в Казани торговцем шерстью. Его жена - Фатима Аитова, основала первую в Казани татарскую женскую гимназию. Это воспоминание было опубликовано Ризаэддином Фахреддином в статье “Габделькаюм Насыри” в 21 номере журнала “Шура” от 1912 года.

Сулейман Аитов. Воспоминания о Каюме Насыри:

В юности мне довелось некоторое время брать уроки у Каюма (Габделькаюма) эфенди, поэтому он является моим учителем. Позже я женился, и у меня появился ребенок. Чтобы мой ребенок рос воспитанным и образованным, я пригласил для его воспитания Каюма эфенди, и он жил у меня на безвозмездной основе. К моему сыну прибавился сын Габдулвали Яушева из Троицка и еще шесть детей из бедных семей.

Моей конечной целью было затем отдать этих детей в гимназию. Так как Каюм эфенди был довольно набожным, до фанатизма преданным своей нации человеком, пока они учились у него, у меня не было боязни отдавать их в такое государственное учреждение, как гимназия. Хотя народ страшится, словно львов, обучать своих в детей государственных школах, я верил, что, если это будет происходить под присмотром Каюма эфенди, от этого не будет никакого вреда.

Однако вследствие разных причин детей не удалось отдать в гимназию, и они разбрелись кто куда. Но Каюм эфенди продолжал жить у меня, где позже и скончался... (Это утверждение Сулеймана Аитова противоречит официально принятой версии. Согласно ей Каюм Насыри умер 2 сентября в доме своего родственника - муэдзина Мухаммадбадига).

Когда он находился дома, то надевал свою шубу мехом наружу (в те времена было принято одевать шубу мехом внутрь, чтобы лучше грело). Если у него спрашивали причину, он отвечал: “Надевать шубу таким образом является наиболее естественным. Разве вы не видите, что у животных мех снаружи, а народ, одевая мех внутрь, идет против природы”.

Продолжение следует...

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle