Увольнение по собственному желанию: почему муллы не хотели работать на своей должности?
Увольнение по собственному желанию
Самостоятельное увольнение муллы происходило следующим образом. Решивший уволиться мулла писал в Губернское правление заявление о своем намерении, причинах ухода и просил сделать надлежащее распоряжение. Об этом он публично объявлял на общем сходе прихожан, которые также писали в Губернское правление прошение о его увольнении.
Заявление имама, его свидетельство и прошение прихожан поступало в Губернское правление, где проверялось, запросом в Полицейское правление подлинность заявления и затем выносилось решение. Свидетельство аннулировалось и передавалось в архив правления. Новое свидетельство об увольнении муллы отправлялось в ОМДС.
Причин самостоятельного увольнения было множество: болезнь муллы, бедность прихода, смена муллой места жительства, профессии или передача своего места сыну или родственнику. Например, в 1908 году имам д. Большие Кайбицы Свияжского уезда Салахутдин Гимранов просил увольнения по причине бедности прихода. В частности, в заявлении он писал о «нищенском положении своей семьи» и нужде. Освобождение от обязанностей муллы позволило бы ему найти иной заработок.
Масонские ложи и тайные общества: как муллы доказывали свою непричастность к ним?
Из поколения в поколение
Благодаря наследственности места в мусульманских общинах сложились династии мусульманского духовенства. Например, род Ш.Марджани, дед которого Субхан ибн Габделкарим был имамом, отец Багаутдин ибн Субхан также являлся имамом, сам Шигабутдин хазрат всю жизнь служил муллой, и его сын Бурханутдин продолжил это дело. Также обстояло дело с имамом с. Мурзино Тетюшского уезда ишаном Хасан Исмагиловым, который всю жизнь служил имамом, его сын Нургали, а затем внуки Гыясетдин и Ибрагим посвятили свою жизнь служению религии.
Династийность духовенства имела много положительных сторон, так как будущий избранник с детства получал соответствующее образование и воспитание у отца-муллы и деда-муллы, у матери-абыстай и бабушки-абыстай, что влияло на его становление полноценным муллой. Тем более, что у духовенства для получения хорошего образования возможностей было больше, чем у простых прихожан.
Больше шансов получить должность муллы имели дети богатых татар-мусульман, купцов, за счет которых иногда пополнялись ряды мусульманского духовенства, так возникали новые династии имамов. Например, известный религиозный и общественный деятель, основатель и руководитель медресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди (1857–1921) был сыном известного казанского купца Мухаммадзяна Галеева, имам Бурнаевской мечети Шакир Абдулзаббарович Кулеев (р.12.06.1850) – сыном буинского купца Абдулзаббара Кулеева, имам Сенной мечети Габдулла Апанаев (1861–1919) – сыном купца 2-й гильдии Абдулкарима Апанаева, известный религиозный деятель, основатель и руководитель медресе «Камалия», имам мечети г.Чистополя Закир ишан ал-Чистави (1804–1893) тоже был из купеческой семьи и др.
Дети рядовых прихожан также имели возможность стать муллой. Но в этом случае от будущего избранника требовались большое усердие, знания и положительные личные качества. Учитывая тот факт, что после издания в 1905 году Манифеста о веротерпимости число мусульманских приходов, увеличилось, следовательно должна была возрасти и численность духовных лиц. Это было заметно по числу экзаменовавшихся в ОМДС: в 1904 году их было 333 чел., то в 1906 году – 694 чел., а в 1909 году – 995375 . Но все же для большинства рядовых прихожан мусульманской общины более доступной была должность азанчи, муэдзина.
Азанчи: что делал указной муэдзин?
В его прямые обязанности входили: призыв на пятикратную молитву, чтение вслух перед началом богослужения особой молитвы – дога (камэт) соблюдение порядка и чистоты в мечети, выполнение по поручению мулл отдельных религиозных обрядов.
От крестьянина, желавшего занять эту должность, не требовались ни серьезная религиозная подготовка, ни знание русского языка что было, обязательным условием для указных мулл. Достаточно было окончить местное мектебе. Муэдзины законодательно избирались так же, как и муллы. Чтобы стать муэдзином, требовалось получить от ОМДС свидетельство на должность муэдзина.
В ходе испытаний на знание мусульманского вероучения кандидатам выдавались звания: «муазин и мугаллим сабиян», «муазин и мугаллим», «муазин и мугаллим, могущие исправлять должность имама в небытность такового».
Возраст кандидата должен был составлять не менее 21 года. Будущий муэдзин избирался 2/3 старших членов семей махалли в присутствии сельского старосты с составлением соответствующего приговора.
Губернское правление проверяло правильность составления приговора, наличие у кандидата свидетельства Духовного собрания, метрической выписки, свидетельства об исполнении воинской повинности. Если не было никаких препятствий, правление выдавало указ об утверждении на должность, по которому кандидат получал свидетельство в Полицейском управлении, где он давал «клятвенную присягу» и расписку.
Сведенья об этом отправлялись в ОМДС. Таким образом, кандидат становился указным муэдзином. Это свидетельство давало ему право всю жизнь быть муэдзином и вторым духовным лицом в махалле после муллы. Как свидетельствуют архивные данные, порой в татарских деревнях временно обязанности муэдзина исполняли прихожане, долгое время не имея ни указа Казанского губернского правления, ни свидетельства Оренбургского магометанского духовного собрания. Видимо власти больше внимание уделяли деятельности мулл, нежели муэдзинов.
Амишев Р. И.