• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Род Апанаевых: путь от служилых татар до меценатов

Время чтения: 4 мин
925

Апанаевская мечеть. Источник wikipedia.org

Апанаевская мечеть. Источник wikipedia.org

Знаменитый род Апанаевых берет свое начало от Апаная Хафиза. Представители рода утверждали, что первоначально в XVII веке их предки занимались кожевенным делом и находились в сословии служилых татар, служа русским царям.

Ими также было основано село Янбулат (Янбулатово) в Лаишском уезде Казанской губернии. Некоторые представители рода в 1700-х годах переселились в Татарскую слободу Казани и сменили свои интересы с кожевенного дела на торговлю. В последующем своему восхождению Апанаевы были обязаны умелой торговой деятельности. 

К 1760-м годам один из членов семьи, Исмагил бин Дауд бин Апанай (1715–1794), получил статус купца Первой гильдии. Он заработал состояние на импорте шелка и других дорогих тканей из Китая и Ирана.

Габдулла Абдулкаримович Апанаев. Татарский педагог и общественный деятель, в 1890-1908 годах имам-хатиб Сенной мечети. Источник wikipedia.org

Габдулла Абдулкаримович Апанаев. Татарский педагог и общественный деятель, в 1890-1908 годах имам-хатиб Сенной мечети. Источник wikipedia.org

Сын Исмагила, Юсуф Апанаев (1770–после 1825), в конце 1700-х годов открыл в Казани крупнейший мыловаренный завод. Другой его сын, Муса Апанаев (1766–1827), владел крупнейшим кожевенным заводом в Казани.

К концу 1700-х - началу 1800-х годов Апанаевы обладали значительной властью в Старо-Татарской слободе Казани. Муса Апанаев был покровителем второй махалли, а построенная на его средства каменная мечеть, одна из старейших мечетей города и до сих пор известна как «Апанаевская».

В начале XIX века он также профинансировал строительство новой мечети в восьмой махалле на территории Ново-Татарской слободы в память о своей умершей дочери. Для установления правильной ориентации мечети в сторону киблы, он обратился за помощью к Абу Насру Курсави. Юсуф и Муса Апанаевы регулярно делали пожертвования в помощь бедным, особенно во время Рамадана и Курбан-байрама. Дети Юсуфа и Мусы продолжили дело своих отцов и расширили его.

Деревня Курса (Верхняя Корса). Каменная мечеть, построенная на средства купцов Апанаевых. Источник tatarica.org

Деревня Курса (Верхняя Корса). Каменная мечеть, построенная на средства купцов Апанаевых. Источник tatarica.org

К середине XIX века было несколько купцов и промышленников Апанаевых, которые имели статус купцов Первой или Второй гильдии, а также служили в городской думе Казани и других общественных организациях.

Для получения образования Апанаевы начали отправлять своих сыновей в медресе. Сыновья Мусы Мунасиб и Музаффар служили имамами в деревне Ашытбаши и в деревне Янга Тазлар, а также в Первой соборной мечети Казани (мечеть Марджани).

Другой из его сыновей, Мустафа, стал преемником Ибрахима бин Худжаша в должности имама Первой соборной мечети Казани (мечеть Марджани).

Приозерное (Апанаевское) медресе. Источник apanay.tatar

Приозерное (Апанаевское) медресе. Источник apanay.tatar

Апанаевы оставили свой глубокий след в истории татар и Казанской губернии. В 1839 году Губайдулла бин Муса Апанаев и его брат Габдулкарим построили новую каменную мечеть в деревне Курса (Верхняя Корса) для шейха Абдулхалика Курсави.

К 1870-м годам, помимо двух спонсируемых ими мечетей в Казани, они также были покровителями мечети и медресе Мухаммадзакира ас-Саснави в Чистополе.

К концу XIX века только в Старо-Татарской слободе разным представителям рода Апанаевых принадлежало четырнадцать домов.

В 1890 году Габдулла Апанаев (1862–1919), правнук Юсуфа Апанаева, был назначен имам-хатибом Казанской сенной мечети (Седьмая соборная мечеть).

Другие члены семьи продолжали выступать покровителями Апанаевской мечети на берегу озера Кабан, а также медресе при мечети, которое в народе имело разные называния – медресе Апанаева, медресе Касымийа и Приозерное медресе (Кюльбуйе).

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle