Ризаэтдин Фахретдин: "Для меня узнать даты рождения учёных дороже, чем ведро золота"
Фото: Ислам-тудей
В 1859 году в деревне Кичу Чаты Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана) в семье имама родился сын, который спустя несколько лет стал одним из самых влиятельных и популярных просветителей татарского народа. Речь идёт о личности такого богослова, как Ризаэтдин Фахретдин, слава которого и по сей день не тускнеет. В этом году исполняется 160 лет со дня рождения религиозного деятеля, учёного-востоковеда.
В 7 лет мальчика Ризаэтдина отдают учиться в деревенское медресе, а чуть позже он едет получать знания в медресе соседней деревни Чыршылы.
В 1867-1868 гг. Ризаэтдин Фахретдин учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у выдающегося шейха Закира ишана Камалова. В 1869-1889 гг. Фахретдин учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Именно здесь в 1884 году он знакомится с газетой Исмаил бея Гаспринского «Тарджеман». В последние годы учёбы богослов начал всерьёз заниматься изучением творческого пути таких учёных, как Курсави, Ш. Марджани.
В годы своей учёбы Ризаэтдин находился под огромным влиянием Шигабутдина Марджани. Он занимался перепиской книгой, среди которых сохранился рукописный экземпляр второго тома произведения Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар…», который был переписан задолго до издания.
С каждым изученным трудом великого просветителя и богослова татарского народа Ризаэтдин Фахретдин принимает решение в 1886 году приехать в Казань, чтобы встретиться с Марджани. Первая встреча, знакомство и беседа с известным учёным производят неизгладимое впечатление на молодого шакирда. В своих рукописях, хранящихся в Уфе, Ризаэтдин пишет о том, что он ещё раз побывал дома у Марджани и остался под впечатлением его богатейшей этнографической коллекции.
Завершив учёбу в медресе, Фахретдин продолжает преподавательскую деятельность, одновременно занимаясь наукой, пишет книги, статьи, собирает и упорядочивает исторические источники, воспоминания, связанные с историей и литературой татарского народа.
В 1887 году он успешно выдерживает испытания на должность имама. Уже в июле 1889 г. общество деревни Ильбак Бугульминского уезда пригласило Фахретдина на должность местного имама и мударриса. В мечети этого селения Ризаэтдин прослужит вплоть до февраля 1891 г. При этом, будучи рядовым деревенским муллой, он выпускает несколько книг.
В январе 1891 г. тогдашний муфтий Мухамедьяр Султанов вызывает его на место кади Духовного собрания и Ризаэтдин Фахретдин с семьёй выезжает из Кичучата в Уфу.
«Если кто-нибудь понаблюдает за мной со стороны, то скажет: что за богатство ищет в архиве Риза кадий... Однако для меня узнать верные даты рождения или смерти трёх-четырёх учёных дороже, чем ведро золота».
Здесь он мог серьёзно заниматься наукой, изучать источники, собранные в архиве Духовного управления, систематизируя, анализируя и переписывая их для себя.
Занявшись всецело наукой, ему даже пришлось на некоторое время оставить работу в Духовном управлении и стать в период между 1908-1918 годы главным редактором журнала «Шура», который издавался в Оренбурге золотопромышленниками Рамеевыми.
В этом журнале Фахретдин опубликовал 179 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала он отстаивал идею исторической преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных автору тюрко-мусульман Поволжья.
Если говорить в целом об истории татарской общественной мысли и культуры, то Ризаэтдин Фахретдин был известен как пропагандист научных знаний, истории, литературы и культуры, философии и истории, светских знаний и как учёный-богослов, призывающий к рационалистскому мышлению.
Будучи учёным широкого научного кругозора, богослов устанавливал и поддерживал тесные связи с общественными деятелями и учёными разных стран. Так, он тесно сотрудничал с известным академиком Самойловичем, Бартольдом, Крачковским и многими зарубежными учёными.
Однако в 20-ых годах его жизнь меняется: в 1922 он избирается муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири. В 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов — 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности.
Фахретдин выступал против закрытия мечетей, арестов и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на положение религии Ислам в СССР.
Закончил он свой творческий и жизненный путь на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в городе Уфа, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления. По преданию, тысячи мусульман, узнав о смерти Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» по усопшему. Похоронен богослов на мусульманском кладбище в Уфе…
«Воспитанный и умный ребёнок для своего отца и матери является высочайшим достоянием. Такой ребёнок в этой жизни является источником благ и счастья родителям, а в предстоящей – будет своими молитвами поминать отца и мать и доставлять радость их душам. Воспитанный ребёнок столь дорог и ценен, что не заменит всё достояние планеты и тем более богатств отдельно взятого государства» Ризаэтдин Фахретдин.
Ильмира Гафиятуллина