Мусульмане Эстонии: как татарских торговцев ошибочно принимали за цыган
В прошлой статье мы рассказали о предыстории проникновения ислама в Северную Прибалтику. Продолжая данную тему, эту статью мы посвящаем жизни татар в Эстонии в 19 веке.
Как уже отмечалось ранее, в 1721 году после окончания Северной войны между Россией и Швецией был подписан Ништадский мирный договор. Согласно этому договору, Эстония была включена в состав Российской империи. Новая территория стала называться Эстляндской губернией.
После окончания Северной войны в Таллине (Ревель) в казармах были расквартированы военные татары. Позже недалеко от казарм некоторые отставные татары стали приобретать земельные участки под застройку жилых домов. Этот район стал называться Татарской слободой. В начале 19 века центральная улица слободы получила название Татари - Татарская улица, это название сохранилось и по сей день.
В 19 веке военным, исповедовавшим ислам, стали разрешать иметь свои молельные дома с имамами. Вначале имамов выбирали на месте, среди самих же солдат, но позже их стали официально назначать в Оренбургском Магометанском Духовном собрании в Уфе. Они должны были проводить пятничные и праздничные намазы, участвовать в погребении умерших мусульман, а также справлять другие религиозные потребности, в том числе вести записи метрических книг (учет рождения детей, браков и смерти).
Значительное число татар было также в составе Российского Морского Флота, так, например, в эстонском военно-морском городке Ласнамяэ имелся свой молитвенный дом для мусульман. Кроме того, в Таллин и Палдиски стали ссылать на каторжные работы мусульман. Часто это были башкиры и татары, осужденные за участие в восстаниях против царской власти. В Палдиски на каторге последние годы своей жизни провели башкирский герой Салават Юлаев и его отец - Юлай Азналин.
Согласно архивным данным, между 1834 и 1862 годами в Таллине постоянно проживало 50 мусульман, и большинство из них были татарами (необходимо отметить, что в данных переписях военнослужащие не учитывались, поэтому реальное количество мусульман было намного больше). Бывали случаи, что они женились на местных жительницах. Так, в Таллинском городском архиве сохранилась информация, что в 1838 году были заключены два брака между татарами-мусульманами и эстонскими женщинами, а в 1842 году был заключен один брак.
Новая волна татар стала прибывать в Эстонию после отмены крепостного права в 1861 году. Часть татарских крестьян после освобождения от крепостного права стала заниматься торговлей, и некоторые странствующие татарские торговцы прибыли в Эстонию. Они торговали, путешествуя на телегах, поэтому их часто ошибочно принимали за бродячих цыган.
Позже некоторые из странствующих торговцев осели в Эстонии и открыли там маленькие лавки. Клиентами этих лавок обычно были сами татары, а также другие мусульмане. В основной своей массе это были выходцы из деревни Куй Суы (Овечий овраг) Сергачского уезда Нижегородской губернии (ныне Краснооктябрьский район Нижегородской области).
Продолжение: Мусульмане Эстонии: как татары превращали пожарное депо Таллина в мечеть
Мухсин Нурулла
За помощь в изучении истории татар Эстонии выражаю большую благодарность Нугумановой Гульбстан Махияновне, члену правления татарского культурного общества Эстонии "Идель".