• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каковы были требования к имамам в Российской империи?

Время чтения: 3 мин
1750

Духовные звания имама и хатыба присваивались Духовным собранием после успешного испытания кандидатами в знании правил и обрядов мусульманской религии, в итоге выдавалось специальное свидетельство.

В духовном звании имама мулла подчинялся хатыбу – первому и старшему мулле мусульманского прихода. В случае ухода по какой-либо причине с должности хатыба, имам мог подняться по служебной лестнице, пройдя испытание в духовном собрании и получив звание хатыба (имам-хатыба).

С 1828 года, согласно утвержденным правительством «Правилам о магометанских метрических книгах», в компетенцию религиозных служителей входили заключение и регистрация браков и разводов, разбор различных семейных тяжб. В метрические книги имамы обязаны были вносить дату рождения, дату заключения брака, развода и смерти каждого своего прихожанина.

Например, при заключении брака имам записывал имена супругов, родителей и свидетелей, время и главные условия бракосочетания, а также имя главного чиновника, совершавшего бракосочетание (т.е. мулла в этом случае выступал не только как духовное лицо, но и как представитель государства). При расторжении брака он отмечал причины и основания развода.

Дуа за здравие императора и особые запреты: за что муллы могли лишиться должности в Казанской губернии?

После введения метрических книг государственно-религиозное учреждение приобрело статус нотариальной конторы, куда граждане и официальные учреждения обращались по поводу подтверждения дат рождения, смерти, браков, разводов и т.д.

В приходе, где было два муллы, обязанность ведения метрических книг лежала на обоих. Все духовные требы в приходе исполнялись муллами по очереди, при этом теоретически младший мулла – имам имел право совершать требы без всякого на то разрешения старшего муллы – хатыба. Во избежание ссор между старшим и младшим муллой был установлен определенный порядок исполнения духовных обязанностей.

Если имам собирался исполнить религиозные требы верующих, то старший мулла (хатыб) обязан был выдавать хранившиеся у него метрические книги. Кроме того, хатыб, как старший мулла, проводил «соборные богослужения» – предстоял на пятничной и праздничной молитве и произносил проповедь.

Только с разрешения хатыба во время своего отъезда, по болезни и другим уважительным причинам имаму дозволялось проводить соборные богослужения, если в мечети было только один мулла, то его обязанности временно исполнял муэдзин, имевший в свидетельство на это право.

В случае, когда при соборной мечети прихода было два имама, то, согласно статьям 1393 и 1416 «Устава духовных дел иностранных исповеданий» издания 1896 года, один из них должен был стать хатыбом. При этом формально верующие могли самостоятельно решать, кто из имамов более достоин занять эту должность.

Понимая, что именно от мусульманского духовенства, имевшего большое влияние на прихожан и осуществлявшего, как правило, религиозное обучение, во многом зависел успех в деле распространения русского языка, правительство сочло необходимым ввести для них обязательное знание русской грамоты. Был принят 18 июля 1888 г. закон об установлении русского образовательного ценза кандидатов, желающих занять должности мусульманского приходского духовенства в округе ОМДС, который вступил в силу 1 января 1891 года.

По этому закону от лиц, желающих занять духовные должности в городах, требовалась сдача экзамена по русскому языка в объеме программы одноклассного начального училища, кандидаты в сельские муллы – свидетельство «в умении разговаривать и писать на русском языке».

Как показывают архивные материалы Казанской губернии, русский образовательный ценз не был серьезным препятствием для мусульман, желавших стать муллами. Знание духовными лицами русского языка не имело предполагаемого правительством русификаторского эффекта. Кроме того, некоторые муллы с течением времени и вовсе разучивались читать по-русски.

Амишев Р. И.

Социальные комментарии Cackle