Как выглядел мулла в начале ХХ века?
Материальный достаток духовных лиц ярко отражалось в облике их одежды. Это были традиционная национальная мужская одежда состоящее из рубахи, штанов, камзола, казакины, шубы, джилэна и др. На голову одевали тюбетейку, меховые шапки, войличные шляпы. Из обуви использовали читек, ичиги, галоши, сапоги, зимой валенки и валенки с галошами.
Непременными религиозными атрибутами имама служили чалма и чапан. Чалма представляла собой кусок белой ткани, обмотанный вокруг тюбетейки, фески или другой шапочки. Ношение ее считалась обязательной сунной т.к. ее носил сам пророк Мухаммад ﷺ.
Чем занимались муллы в Российской империи, помимо основной деятельности?
Чалма имела обрядовое значение – мусульманину, умершему в пути, она служила саваном. Чапан же представлял собой нарядный халат разными оттенками цветов. Ношение ее также считалось сунной Пророка ﷺ, поэтому обязательно одевалась в богослужениях имама.
Никаких препятствий для их ношения российские законы не предусматривали, от сутствовало какое-либо упоминание о них и в Уставе духовных дел иностранных исповеданий.
Духовное облачение выступало непременным атрибутом при совершении общественного богослужения, духовных треб в домах единоверцев. Имамы надевали его также в случаях приглашения в общественные и правительственные учреждения для исполнения обязанностей духовного лица, а также на различные публичные мероприятия.
Так, известный имам, ученый Ш.Марджани часто ходил в белой чалме и в зеленом чапане. Именно таким его запомнили русские, ученные на заседаниях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, в собраниях которого он активно участвовал.
Амишов Р.И.