• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тайны старой Казани: Пороховая слобода Казани и махалля Барудия

Время чтения: 5 мин
3492

Известно, что история Пороховой слободы начинается конце XVIII века, когда по указу императрицы Екатерины II вблизи Казани был заложен Казенный пороховой завод. На мой взгляд, в дореволюционной татарской топонимике Казани необходимо разграничивать два понятия: «Пороховая слобода» (в татарской традиции также встречается как «Пороховой бистәсе» или же просто как «Пороховой», а также понятие «махалля Барудия» (Барудия мәхәлләсе).

Мусульмане Пороховой слободы. Интересные факты и события
Многие жители и гости Казани слышали о Старо-Татарской и Ново-Татарской слободах, где до революции компактно проживало мусульманское население Казани. Однако были и другие слободы, в которых мусульманское население играло значительную роль...
10.12.2019
4556

Как видно из письменных источников, татары в XIX-начала XX века для обозначения самой Пороховой слободы использовали русское название «Пороховая слобода» или просто «Пороховой». В татаризированной манере это писалось как «Пурхавай ыслубуда», «Пурхавай» и т.п. Это встречается, например, у Шигабутдина Марджани в книге «Мустафад аль ахбар фи ахвали Казан ва Булгар», на дореволюционных фотографиях Пороховой слободы с татарскими арабографичными описаниями, на некоторых старых надмогильных камнях местного мусульманского кладбища.

Шигабутдин Марджани, утверждал, что еще до строительства самого порохового завода, в его окрестностях существовало мусульманское поселение. Позднее в нем также стали селиться татары-военнослужащие, отставные солдаты и крестьяне из близлежащих сел Заказанья, которые в основном работали на заводе. В последующем эта часть Пороховой слободы с компактно проживавшим мусульманским населением, у татар получила название «махалля Барудия». Это название происходит от арабского слова «баруд» (порох) и «махалля» (община, квартал). 

Центром татарской махалли Пороховой слободы стала мечеть «Барудия». Она находилась на территории нынешнего Кировского района г. Казани, рядом с пересечением улиц Фрунзе и Кулахметова. Даже улица, на которой располагалась мечеть, на официальных картах именовалась «улица Мечетная». Считается, что первая мечеть на этом месте была построена еще в 1805 году (по некоторым официальным документам в 1811 году) на деньги казанского мещанина, а позднее купца первой гильдии Мусы бин Мунасиба аль-Менгери, более известного как Муса Адамов. 

Это была довольно большая деревянная мечеть, построенная на каменном фундаменте. Основными прихожанами мечети были военнослужащие-мусульмане, работавшие на пороховом заводе. Поэтому начиная с 1821 года завод начал выплачивать жалование мулле в размере 100 рублей в год. А в 1829 году Муса Адамов пожертвовал мечеть заводу. Здание мечети было включено в опись строений порохового завода, а должность муллы вводилась в штат завода с постоянным жалованьем. Таких уникальных мечетей в истории Российской империи было только две: мечеть «Барудия» при Казанской пороховом заводе и мечеть при Ижевском оружейном заводе.

Из-за возникшего пожара в 1835 году мечеть полностью сгорела. В 1837 году по проекту архитектора Порохового завода Артамонова на ее месте была построена новая деревянная двухэтажная мечеть. В советское время мечеть была конфискована, и в здании долгое время размещался детский сад для работников Порохового завода (40-й завод). К сожалению, в 1973 году здание мечети было полностью снесено.

К началу ХХ века, с увеличением населения махалли, мечеть Барудия перестала справляться с количеством прихожан. В 1899 году примерно в районе современной улицы Сабан на средства татарского мецената Ахмадгали Минлебаевича Рафикова началось строительство второй мечети. Уже в январе 1900 года она была открыта для прихожан. 

Таким образом, в махалле Барудия появилась вторая соборная мечеть. Чтобы не путать с первой мечетью, в народе ее стали называть по фамилии мецената - Рафиковской. Это также привело к формальному разделению махалли на две части: на первую с мечетью Барудия и вторую с Рафиковской мечетью. К сожалению, Рафиковская мечеть тоже не сохранилась. Она была разрушена в 1988 году.

Надписи с местной топонимикой на некоторых надмогильных камнях мусульманского кладбища Пороховой слободы [Гайнетдинов А.М. Казанның Дары Бистәсе эпиграфик истәлекләре]:

1. (36) Надмогильный камень муллы Ахмаджана, сына дамеллы Нургали, 1913 год. 

Надпись на камне:

"По воле Всевышнего. Имам первой махалли Барудия, хафиз Корана, Ахмаджан, сын дамеллы Нургали хазрата, в 7-й день месяца джумадуль-ахир 1330 года по мусульманскому летоисчислению, 10 мая 1913 года по григорианскому летоисчислению в возрасте 42 лет перешел в вечный мир (Да смилуется над ним Всевышний)".

Нужно отметит, что мулла Ахмаджан (1871-1913) был представителем известной в Пороховой слободе династии имамов и азанчеев Абдулмукменевых. И его отец Нургали хазрат и его дед Абдурракиб хазрат Абдулмукменевы служили имамами в мечети Барудия. В 1900 году из-за увеличения мусульманского населения в Пороховой слободе была открыта вторая мечеть. Поэтому в последующем община была поделена на первую махаллю Барудия и вторую махаллю Барудия.

2. (45) Надмогильный камень Зиннура, сына Мифтаха, 1922 год.

Надпись на камне:

"По воле Всевышнего. В 1922 году в Порохой [Пырхавайда] (имеется в виду Пороховая слобода) мюрид Зиннур, сын Мифтаха, умер в возрасте 52 лет. Родился в деревне Биябаш Апастовского района. Да смилуется над ним Всевышний".

3. (59) Надмогильный камень  Минлебая Габдерразакова, сына Биккула, 1871 год.

Надпись на левой стороне камня:

"Жил и скончался в местности Старого Порохового завода Казани [Казан Иске Пурахавай забут]".

4. (62) Надмогильный камень Габдрахмана, сына Габдулгаляма, 1925 год.

Надпись на камне:

"По воле Всевышнего. Застреленный злодеями Габдуррахман Йахин, сын Габдулгалляма, из Пороховой [Пурыхавайның] (имеется в виду Пороховая слобода). Погребен 8 марта 1925 года в возрасте 59 лет".

Использованные источники:

1. Абдуллин Х.М. Мечеть и мусульманское духовенство для военнослужащих в Казанском пороховом заводе (начало XIX в. – 1873 г.) // Казань в средние века и раннее новое время. Материалы Всероссийской научной конференции. / Отв. ред. Ф.Ш. Хузин, И.К. Загидуллин. – Казань, 2006. – С.247-252.

2. Гайнетдинов А.М. Казанның Дары Бистәсе эпиграфик истәлекләре. Казан, 2019.

3. Глинский А. С. 100 лет Казанского порохового завода. - СПб.: Типография «Артиллерийского Журнала», 1888.

4. Марджани Шигабутдин. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казань ва Булгар. Казань, 1989.

5. Мәрҗани Ш. Сайланма әсәрләр. Казан, 2018.

6. Казаков В. С. 210 лет на службе родине: Казанский пороховой завод 1788-1998. Казань, 1998.

 

Социальные комментарии Cackle