Стена, защищавшая мусульман от племен Яджудж и Маджудж, находилась в Татарстане?
Весь мир знаком с именем одного из величайших полководцев истории человечества – Александром Македонским. Несмотря на то, что он был царем Македонии (область Северной Греции), его особо чтили и в восточных-азиатских странах, где он вел военные действия в качестве полководца. Здесь он получил прозвище Искандер «Зуль-Карнейн» (что в буквальном переводе означает «двурогий»). Позднее почитание великого полководца перешло и в исламскую религиозную традицию. В Коране ему посвящены несколько аятов из 18 суры.
В исламе он известен благодаря тому, что именно он построил легендарную стену, названную его именем, которая охраняет мусульман от враждебных ему мира неверующих-язычников. В частности, в Коране говорится, что когда он дошел до народа, едва понимавшего его речь, «Когда эти люди обнаружили силу и мощь Зуль Карнайна, они попросили его установить преграду между ними и Йаджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом), которые часто совершали набеги на них и опустошали их землю. Эти люди предложили уплатить ему дань» (Коран 18:94). Считалось, что эта стена защищает правоверных мусульман, веривших в единого Бога-Творца, от языческих племен Яджудж и Маджудж, которые до этого совершали свои воинственные набеги.
Многие относили расположение этой стены в различные местах на нашей планете. Но наиболее популярной и, если исходить из самой легенды, логичной версией представляется та, согласно которой стена находилась на территории современного Татарстана, где раньше располагалась государство Волжская Булгария.
В поддержку этой версии говорит несколько обстоятельств. В 922 г. ислам проникает на берега Волги и государство, называвшееся Волжская Булгария (которая включала в себя территорию современного Татарстана и ряда соседних областей и республик), принимает ислам. Это было самой северной точкой тогдашнего исламского мира, а сами булгары, бывшие умелыми воинами, стали таким образом его защитниками языческих народов, населявших северные территории. Сами булгары считали, что они являются потомками воинов Искандера, и должны защищать ислам и свое государство от языческих племен, населявших их северные границы.
Основание самого северного исламского государства, практически на «границе мира» (как тогда представлялось) укрепило веру в то, что именно здесь находилась стена Искандера. О наличии таких представлений свидетельствуют записи андалусского купца и путешественника Абу Хамид ал-Гарнати (жил в конце XI-начале XII вв. на территории Испании, когда та находилась в руках мусульман). Он рассказывает о своем путешествии в Волжскую Булгарию, отмечая, что «Как говорят, через Булгар шел Зуль-Карнайн на Йаджудж и Маджудж, а Аллах, великий и славный, знает лучше».
Более конкретно и подробно об этом говорится в сочинении Аль-Омари, являвшегося секретарём египетского султана в XIV в., где, со слов очевидца-путешественника шейха Ан-Номана ал-Хорезми, он пишет следующее. «Рассказывают, что Искандер, проходя мимо крайних ближайших к населенным местам, предгорий страны Мраков, увидел там людей Тюркского племени (то есть предков булгар и других тюркских народов), весьма похожих на зверей; никто не понимает языка их. ... Он (Искандер) прошел мимо и не тронул их».
Далее он пишет, что на границе Булгарии существует «большая башня, построенная на образец высокого маяка», которая и была остатком «стены Искандера». Здесь, судя по всему, имеется ввиду ряд оборонительных башен военных крепостей, которые располагались на границе Волжской Булгарии. Одним из остатков таких башен является так называемое «Чертово городище» вблизи г. Елабуги. То есть даже сами арабы-мусульмане поддерживали именно эту версию о нахождении легендарной «Стены Искандера» на территории современной России.
Словно в подтверждение этих исламских представлений, имеются сведения из абсолютно «нейтральных» источников. К примеру, в Тверской летописи XII в. говорится «А Святослав стоя ту, дождете изгерь градъ, а взяша Ошель градъ, иже бъ создан Александром Македонским» (то есть подчеркивается, что города Волжской Булгарии были основаны Александром Македонским)».
То есть не только сами булгары или арабские путешественники, но и христиане признавали за Булгарами право называться защитниками «Стены Искандера Зуль-Карнейна».
Булгары вели постоянные войны с языческими племенами, населявшими северные территории («страна Мрака»), сдерживая их натиск, то есть таким образом, по представлениям тех времен, удерживали «Стену Искандера» и защищали остальной исламский мир.
Таким образом, и в легендах об Искандере булгары считали себя не просто его потомками, но и продолжателями его деяний, защитниками, охранявшими, очерченные его "стенами", границы цивилизованного мира от нашествия варваров.
На сегодняшний день сохранились остатки одного единственного города бывшей Волжской Булгарии – г. Булгар, где как раз в 922 г. булгары и приняли официально ислам. Ныне на территории этого древнего города каждый год проходит сход российских мусульман в честь этого исторического события. Несколько лет назад благодаря научным изысканиям была восстановлена Соборная мечеть этого древнего города, где как раз и молились первые мусульмане этой страны, и который, как мы видим, согласно легендам, восходит к самому Искандеру Зуль-Карнейну (Александру Македонскому). Не правда ли, это глубоко символично, если учесть, что за последние 20 лет мы наблюдаем возрождение ислама на территории нашей страны?
Ильнар Гарифуллин, Казань
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!