Сложности Рамадана в Российской империи: как мусульмане определяли начало и конец поста
Одна из самых важных проблем, которая особо волновала мусульман Российской империи XIX-начала XX века – это определение дня начала и окончания поста. Бывало, что начало священного месяца Рамадан затягивалось на 3 дня, а праздничный намаз аналогично мог читаться 3 дня подряд.
Для примера можно привести 1914 год, когда из-за неясности окончания месяца Рамадан, в Казани праздничный намаз совершался 4 дня подряд. Поэтому мусульманам приходилось сталкиваться со множеством неудобств.
Шигабутдин Марджани был одним из тех, кто прилагал большие усилия для решения этой проблемы. Для этого богослов предлагал сотрудничество с русскими учеными, благо в Казанском университете была собственная обсерватория.
Прогрессивная часть татарского духовенства сразу приняла его предложение. Однако было много тех, кто выступал против сотрудничества с русскими учеными, и такая тенденция продолжалась вплоть до прихода к власти большевиков.
Марджани и прогрессивная часть татарского духовенства предлагали, опираясь на научные астрономические расчеты, заранее устанавливать дни начала и окончания месяца Рамадан.
Другая же часть богословов призывала непосредственно самим наблюдать за луной и уже на месте определять дни начала и окончания священного месяца. Из-за плохих погодных условий или сомнений, это дело часто могло растягиваться на несколько дней, что приносило бесчисленное количество трудностей для мусульман. Поэтому в конце месяца Шаабан и перед окончанием месяца Рамадан все мусульмане были как на иголках и это конечно же портило праздничную атмосферу.
В тот период довольно быстрыми темпами шел процесс интеграции российских мусульман в имперское общество, росли связи с русским населением и государственными учреждениями. Было много приказчиков из татар, работавших на русских купцов, много солдат, а также чиновников из мусульман. Кроме того, в государственных учебных заведениях преподавали и учились представители из разных мусульманских народов. Поэтому власти заранее запрашивали информацию о мусульманских праздничных днях.
Например, Главный штаб Русской императорской армии и разные государственные департаменты перед началом следующего года обращались в Оренбургское магометанское духовное собрание с просьбой предоставить им конкретные даты предстоящих мусульманских праздников.
В те годы была распространена практика давать мусульманам по одному выходному дню на Рамадан и Курбан байрамы. И, конечно же, ответы Духовного собрания: «Если на небе будет новый месяц, то 13 мая, а если не будет, то 14-го», – их особо не устраивали. И они требовали заранее указать конкретные даты.
Предложение Марджани было правильным и наиболее уместным, ведь благодаря ученым можно было вычислить точные даты астрономического начала и окончания лунных месяцев. Это избавляло мусульман от множества ненужных хлопот и переживаний. Данная проблема оставалась полностью не решенной вплоть до революции.
До сих пор в мусульманском мире существуют два разных метода определения начала и конца месяца Рамадан. В одних странах это определяется астрономическими вычислениями, а в других – непосредственным наблюдением за луной. Поэтому даты начала и окончания месяца Рамадан в разных странах могут отличаться.
Сейчас российские мусульмане придерживаются принципов предложенных Марджани и опираются на астрономические вычисления ученых.
Автор: Дамир Гайнутдинов