Шигабутдин Марджани и священный Рамадан: важные факты из жизни ученого
«В месяце Рамадане был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доводы из верного руководства и различие. Тот из вас, кого этот месяц застанет дома и здоровым, должен поститься…» (Аль-Бакара, 185).
Шигабутдин Марджани о месяце Рамадан в своей книге «Хакк аль-маарифа» писал следующее: «С началом месяца Рамадан мы обязаны держать пост. Месяц Рамадан начинается после того, как один человек (мужчина, женщина, раб, свободный, являющийся заключенным или не являющийся – без разницы) засвидетельствует о появлении молодого месяца, а заканчивается тогда, когда в неясную погоду два справедливых и свободных мужчины или один мужчина и две женщины засвидетельствуют о том, что видели молодую луну Шавваля. Если же день ясный, то тогда люди, говорящие, что видели месяц, должны быть приезжими или живущими на возвышенности, в противном случае месяц должно увидеть множество людей. Те, чье положение неизвестно, считаются справедливыми людьми. А слова испорченных людей не принимаются».
Марджани всегда руководствовался аятом Священного Корана:
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» («Аль-Бакара», 185).
Он объяснял людям, что Всевышний сделал начало и конец месяца Рамадан зависимыми от увиденной новой луны не потому, что начала месяца невозможно определить без этого, а для того, чтобы показать людям легкий способ. Ведь в те времена для большинства простых людей определять начало и конец месяца по счету было сложно и неудобно. Марджани говорил, что шариат велит совершать такие действия, которые понятны для народа и выполнение которых для всех мусульман не составляет особого труда.
Но для большего облегчения жизни мусульман, Марджани предложил определять начало и конец месяца Рамадан, опираясь на научные астрономические расчеты. Он говорил, что из-за того, что определение начала месяцев Рамадан и Шавваль после увиденной новой луны совершается с целью облегчения жизни людей, многие ошибочно считают, что это будто противоречит численному методу, однако вступать в противоречие не значит объявлять ложным. В доказательство Марджани приводил 12-й аят суры «Аль-Исра»:
«Мы сделали ночь и день знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся, чтобы вы стремились к милости вашего Господа, могли вести летоисчисление и знали счет».
Марджани также указывал, что ни один из трех имамов или великих ученых прошлого не говорили о неверности действий на основе математических расчетов. Лишь одна группа людей, известная низким рангом, утверждали, что это неправильно.
При этом у них не было никаких весомых доказательств. В своем труде «Хакк аль-маарифа» он пытается очень подробно разъяснить этот вопрос. Марджани во всем разнообразии передает толкования хадисов о посте и разговении, исследования знатоков шариата и хадисоведов, рассматривает установившиеся практики в разных местах.
Согласно воспоминаниям современников Марджани всегда встречал священный Рамадан с почитанием и тосковал по нему. В один из дней Рамадана он обязательно устраивал разговение для всех шакирдов медресе. А также выплачивал нуждающимся шакирдам закят и при этом предпочитал давать большие суммы.
Использованные источники:
Основным источником послужила книга: «Сборник статей, посвященный 100-летию Ш. Марджани, изданный в 1915 г.»
Автор: Дамир Гайнутдинов