• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Шейх Зайнулла Расулев: невидимая нить духовного наставничества

Время чтения: 4 мин
801

Фото: из архива Ислам-тудей

Фото: из архива Ислам-тудей

Личность известного суфийского деятеля конца XIX – начала XX вв. шейха Зайнуллы Расулева привлекает внимание исследователей уже многие годы. Но несмотря на кажущийся обширный объем информации, о шейхе известно мало.

Основным источником данных о его биографии для нас являются воспоминания современников и их потомков. Так как в суфизме основную ценность представляет связь учитель – ученик, и информация передается в первую очередь вербально, письменных источников, свидетельствующих о жизни, идеях, религиозной практике, суфийские шейхи не оставляют. Так же произошло и с Зайнуллой Расулевым.

У шейха было большое количество учеников, он оказал значительное влияние на российских мусульман. Многие современники Зайнуллы ишана видели одну из его главных заслуг именно в укреплении ислама среди казахов. По некоторым сведениям, в медресе «Расулия» ежегодно обучались до 100 казахских шакирдов - будущие имамы и муаллимы (учителя) Акмолинской и Семипалатинской областей Степного генерал-губернаторства. Напомним, что индивидуальное миссионерство шейхов, обращение ими в ислам большого количества «иноверцев» всегда особо подчеркивалось в официальных биографиях руководителей суфийских братств.

Тайны семьи Зайнуллы ишана: что рассказывают архивные документы?

Он помогал в том числе и самому Мураду Рамзи, был его учителем, а в дальнейшем профинансировал издание его капитального историко-религиозного труда «Талфик уль-ахбар». Таким образом, Мурад Рамзи мог оттолкнуться от тех достижений, до которых дошел его учитель. Он написал касыду на старотатарском языке, посвященную ему, о которой было написано в научных журналах.

Вот, например, как описывает в своих «Воспоминаниях» известный башкирский ученый и политик Ахмед-Заки Валиди (1890-1970) влияние, оказанное на него Зайнуллой ишаном: «...Я питал глубокое почтение и уважение к таким шейхам, как Габдулла хазрат из д. Муллакай, Габделханнан из дер. Кулбахты и Зайнулла ишан из г. Троицка, являвшийся духовным наставником моего отца. Ибо это были глубоко нравственные, предельно искренние личности с гуманными и чистыми помыслами.

В 1906 г., когда мы в третий раз посетили Зайнуллу ишана, он обратил на меня особое внимание. Не считаясь с моей молодостью, вел со мной серьезные разговоры, задавал различные вопросы, со вниманием выслушивал мои ответы и давал советы, наполненные глубокого смысла. Если бы не было всего этого, всех тех воодушевляющих меня событий, жизнь моя, возможно, прошла бы мимо науки. Если бы не внимание и ласка высокочтимого шейха, кто знает, может быть и я в свои 15 лет, как и многие мои сверстники, стал бы обычным приказчиком у богатых торговцев».

Фото с выставки: Ислам-тудей

Фото с выставки: Ислам-тудей

Известно, что Ризаэддин Фахретдин глубоко почитал шейха Зайнуллу Расулева, а в сборнике некрологов на его смерть, изданном в 1917 г., назвал покойного шейха «великой исторической личностью нашего народа». Так, Хамид Алгар (профессор университета в Беркли) причисляет Р. Фахретдина к последователям шейха З. Расулева. Это высказывание стоит уточнить тем, что Р. Фахретдин был последователем З. Расулева именно в просветительской деятельности.

Шейх был против религиозного фанатизма, осуждал невежественных мулл, готовых по самым пустячным причинам обвинить человека передовых взглядов в вероотступничестве и моральной распущенности. Данные слова свидетельствуют о заслуге З. Расулева в религиозно-просветительской деятельности.

Также, следует принять во внимание отрывок из сборника некрологов, в котором Р. Фахретдин описывает встречу своего учителя с Зайнулла хазратом в Альметьевске (во время заключения под стражу и перевода его по этапу). Так, он пишет: «Об их встрече учитель сказал: Зайнулла хазрат – человек с хорошей памятью и ученый. Каждую свою мысль подтверждал доказательствами из книг. Называл книгу, том и страницу, где находятся эти слова. Вдобавок к этому, он очень воспитанный, с открытой душой. Ему не свойственен гнев». Далее сам Р. Фахретдин соглашаясь с высказыванием говорит: «Это я слышал от многих людей»...

Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика