Распад империи Чингисхана: неужели причина в Исламе?
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.
Разъединение некогда великой державы на четыре самостоятельных улуса произошло еще при жизни хана Хубилая. Это связано с тем, что большая часть населения империи Чингисхана исповедовало Ислам, а другая часть (проживавшая в основном в Китае) отдавала предпочтение буддизму. Это и явилось основной причиной раздоров и разногласий. Таким вот образом потомки великого Чингисхана, не приняв во внимание завещания своего родоначальника, встали на путь вражды и жестокого противостояния.
Главным поводом к открытой конфронтации послужило возведение на трон Менгу хана. После его кончины каганом был избран хан Хубилай и это переполнило чашу терпения потомков хана Угедея и они никак не могли примириться с тем, что власть ушла из их рук. Обитая в своих улусах на землях нынешней Джунгарии и Алтая, они осмелились выступать против войск кагана. Внук Угедея по имени Кайду с 1266 года более четырех десятилетий вел непримиримую войну против великого кагана Хубилая и его потомков.
Армия Хубилая, которая занимала территории Восточного Тянь-Шаня (земли Турфана и Хами), в своей основе состояла из монголов в то время как в коннице хана Кайду, удерживавшей западные пределы империи, была скомплектована исключительно из воинов тюркских племен. К тому времени тюрки были уже вытеснены из Монголии. Племена гуннов, огузов и уйгур были вынуждены покинуть свои исконные земли, которые были заняты монголами. Тюркские народы проживали в пределах Западной Сибири, Средней Азии и на территориях нынешней Европейской части России. Они находились под властью потомков Джучи и Чагадая. Эти события послужили главной причиной окончательного разрыва монголов и тюрков. Та часть монгольских племен, которые оказались в окружении тюркских народов, окончательно ассимилировалась.
Дети и внуки ханов Джучи и Чагадая. Потомки хана Чагадая правили в Средней Азии вплоть до восемнадцатого века, а дети и внуки хана Джучи, в руках которых находились владения в Средней Азии, а также земли, населенные кипчаками и казахами, оставались у власти аж до века девятнадцатого. Взаимоотношения между этими двумя родами не были столь безоблачными. Временами они вели военные действия, но в основном предпочитали не ссориться и, объявив перемирие, принимались, как обычно, торговать и обмениваться товарами, выдавать замуж своих дочерей и женить сыновей, принимать у себя высоких гостей и многочисленную родню.
Так было заведено еще со времен правления ханов Джучи и Батыя, да и с самого Чагадая. Улус Джучи был намного обширнее, чем владения хана Чагадая. После кончины Джучи эти необъятные земли были поделены между тремя его сыновьями – Урда Ичином, Бату и Шайбаном. Урда Ичину достались земли северной части Семиречья, нынешняя территория Семипалатинска, к Шайбану отошли земли в пределах нижнего течения реки Сыр-Дарья, земли теперешних Акмолинской и Тургайских областей, а хан Бату владел Поволжьем, Великими Булгарами, Донскими степями, а также Крымом и Россией. Владения Урда Ичина именовались «Ак Урда»-«Белая Орда», земли Шайбана «Кок Урда» или «Голубая Орда», территории Бату хана назывались «Сары Урда», то есть «Желтая Орда» или «Золотая Орда». Собирательные или общие названия их были «Улус кипчакский», «Джучиев улус» или «Дешти кипчак» («дешт» в переводе с фарси означает «пустыня»).
Именно так в XI-XV веках именовалась в арабских и персидских источниках обширная территория восточнее реки Дунай до Иртыша и озера Балхаш, и от Черного моря до Средней Волги на севере. На этих землях издревле обитали кочевые тюркские племена, которые с легкой руки восточных авторов назывались собирательным термином «кипчаки». В результате монгольского нашествия Дешти кипчак был включен в состав Золотой Орды - Джучиева улуса. Теперь становится очевидным, что главенство в этой государственной общности принадлежало ханам Золотой Орды, а это были как известно, Бату хан и его потомки. Бату был самым деятельным и скорым на решения человеком.
Покорив Поволжье, он ради совершенствования управления своими владениями основал в низовьях Волги город Сарай, развалины которого сохранились до настоящего времени в Саратовской губернии. На левом берегу Волги на месте села Царево, населенной немцами. (Считаем необходимым внести некоторую ясность в географических названиях. В стародавние времена под названием «Сарай» имелись в виду две столицы. В исторической литературе встречаются «Сарай-Бату» и «Сарай-Баракат» (Сарай-Берке), этот город также называют «Старым Сараем». Сарай-Бату располагался в пригородах Астрахани, на месте населенного пункта Селитряное. Сарай-Баракат расположен недалеко от Волгограда, на месте нынешнего города Ленинска.)
Хан Бату считается самым внимательным и весьма опытным из потомков Чингиса. После смерти Гуюка его прочили на место верховного кагана, однако он не принял предложение и посоветовал возвести на престол Менгу хана.
Islam-Today