Рамадан – забытая американская традиция
Начавшийся в эти выходные Рамадан соблюдает около четверти населения нашей планеты. В их число также входят восемь миллионов мусульман, проживающих в США. В этом году для многих из них он будет особенно труден из-за длинных летних дней.
Мусульманская община в Соединенных Штатах Америки растет, ислам считается самой быстроразвивающейся религией страны и второй религией по числу последователей в двадцати штатах. Все это побуждает некоторых лидеров мусульман назвать Рамадан «новой американской традицией». Из этого высказывания следует, что мусульмане и их религия – недавние пришельцы этой стране. Однако те, кто говорит о мусульманах в таком ключе, забывают об истории миллионов африканцев, привезенных сюда в качестве рабов, среди которых были сотни тысяч мусульман. Эти страницы истории лишь недавно стали открываться для широкой аудитории.
Историки-исследователи проблемы рабства в считают, что от 15 до 30 процентов из более чем миллиона африканцев, завезенных за время существования рабства в США, были мусульманами.
46 процентов рабов на сельскохозяйственном Юге США, где рабовладение существовало в больших объёмах по сравнению с промышленно развитым Севером, были похищены из западных регионов Африки, в которых проживало значительно число мусульман.
Эти рабы-мусульмане пытались соблюдать предписания своей религии, в том числе обязательные молитвы и пост в месяц Рамадан и ежевечерние трапезы-ифтары, несмотря на строгие правила поведения рабов, согласно которым любая их религиозная активность рассматривалась как неповиновение хозяевам-рабовладельцам и попытка к бунту.
Поэтому те, кто называет Рамадан «новой американской традицией» вольно или невольно вычеркивают из памяти тех, кто, рискуя быть наказанным, соблюдал ее многие века назад.
Хотя ислам облегчает выполнение для невольников определенных ритуалов, а Коран допускает несоблюдение поста для тех, кто болен или в пути многие рабы-мусульмане демонстрировали приверженность своим принципам и проявляли подлинную богобоязненность, соблюдая пост в неволе. Кроме соблюдения дневного поста они проводили коллективные молитвы-таравих в своих бараках и ежевечерние трапезы-ифтары, которые собирали их вместе.
Однако все это было нарушением правил поведения рабов, которыми запрещалось собираться в большом количестве вместе по любому случаю.
Например, правила поведения рабов в штате Вирджиния рассматривали собрание рабов в количестве свыше пяти человек как «незаконное и нарушающее порядок», и попытку к бунту. В каждом штате на юге были подобные законы, запрещавшие собрания рабов, которые самым негативным образом отражались на религиозной жизни африканских рабов-мусульман.
Ведь соблюдение обрядов мусульманской религии для них означало нарушение закона. В результате этого они подвергались варварским наказаниям, которые часто приводили к их смерти. В то же время их мужество, решительность и готовность соблюдать предписания религии даже под страхом тяжелого наказания демонстрирует реальный уровень их веры и богобоязненности.
Сейчас ситуация в США изменилась: если веками ранее американские мусульмане были преимущественно черными, то теперь они представляют все разнообразие народов мира, учитывая множество приезжающих со всех концов света, разных стран и континентов.
И хотя афроамериканцы составляют заметную часть мусульманского сообщества Соединенных Штатов, большинство из сегодняшних американских мусульман – выходцы из стран Южной Азии и арабских государств. Кроме этого в мусульманской общине США быстро растет доля латиноамериканцев, позволяя говорить об истинном мультикультурализме мусульман этой страны.
Сегодня в США на ифтарах в разных городах и штатах по случаю окончания очередного дня поста месяца Рамадан можно увидеть и арабские, и пакистанские, и латиноамериканские блюда, и халяльные гамбургеры. При всем смешении наций и народностей в США все это позволяет говорить о том, что традиция Рамадана проникает через границы многих национальных культур и преодолевает расовые перегородки.
Конечно же исламская община Америки сталкивается со множеством проблем, такими как внутренний расизм и попытки арабов обосновать свое превосходство что нарушает ее единство. Обидно, что в борьбе за него американские мусульмане забывают пример черных рабов. Если бы они почаще вспоминали, как дорожили своей верой первые американские мусульмане, это лишь бы укрепило их веру.
Месяц Рамадан – это время когда последователи ислама, духовно очищаясь должны вспомнить о первых мусульманах Америки, их борьбу за свободу, в том числе и за духовную и эта память поможет возродить ныне забытую страницу истории мусульман США.
Ильдар Мухамеджанов